Технология: технология развития критического мышления
Цель: Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.
Задачи (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
- Помочь учащимся усвоить основные понятия урока.
- Развивать умение формулировать определение понятия, работать в группе; способствовать формированию самостоятельного мышления
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту.
Этапы урока:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Оснащение:
- Презентация. (Приложение 1)
- Рабочие тетради. (Приложение 2)
- Самоанализ занятия (Приложение 3)
Ход урока
1. Организационный этап
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна
Викторовна. (Слайд 1, Музыка) Придумано кем-то — просто и мудро Знакомство:- Сегодня на уроке нам понадобится хорошее рабочее настроение. У меня в руках Сердце, пусть каждый, кому оно попадёт в руки скажет одно ДОБРОЕ СЛОВО. Любовь… |
Знакомство. Подготовка к работе, включение в деловой ритм работы. |
2. Стадия вызова ()
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
Со Вопрос: - А какие
добрые слова возникнут у вас, когда вы посмотрите
на эти изображения (Слайды 2 - 3). – Как вы
думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Да, ребята, вы правы. Итак, тема нашего урока: “Что такое добро” (Слайд 4) - Сегодня Мы поговорим о добре; дадим определения Добра; приведём примеры добрых дел и постараемся сами преумножить в мире Добро. |
Слушают, смотрят фотографии на слайде,
высказывают свои предположения Думают, отвечают на вопрос: |
||||||||||||||
3. Стадия осмысления | |||||||||||||||
Работа с понятием: Что такое
Добро? – этот вопрос интересовал и интересует до
сих пор всё человечество. В Рабочей Тетради
несколько определений понятия Добро.
Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые
авторы, что общего что общего в этих
определениях, в чем отличие этого понятия?
Подчеркните 2 основных слова. Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый - Добро – прежде всего – счастье всех людей СПАСИБО Филолог Ожегов Сергей Иванович - Добро – все положительное, хорошее, полезное. ХОРОШО Соловьев Владимир Сергеевич, философ Оправдание добра- Добро – это то, что приближает к идеалу КАК ТОЧНО. Бердяев Николай Александрович , философ.- Добро – совершать благие намерения, без какой либо корыстной цели и выгоды для себя. ИСТИННЫЙ ФИЛОСОФ. Добро – бескорыстная помощь людям. ВЕРНО Википедии — свободной энциклопедии- Добро – намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. БЛАГОДАРЮ ВАС. Ребята, пробегите ещё раз глазами все определения. А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте пожалуйста в группах по 2 человека в течении 3-х минут и напишите своё определение Добра в рабочую тетрадь. Как Вы его понимаете! - Посмотрим, что у Вас получилось. Прочитайте ваши определения? (Спасибо ..Очень интересно..Вы настоящий философ.. Достаточно..мудро..Интересно. Здорово. Ново. Содержательно..) -Вы все правы ребята. Сегодня Вы внесли свой вклад в определение понятия Добра. Но к сожалению в мире существует и противоположность ДОБРА. Что это? …И Мы должны их различать. Перед Вами таблица, в которой указаны 3 произведения и ряд слов. Расставьте указанные слова в таблицу в соответствии с предложенными произведениями.
|
Осмысливают структуру определения, выполняют задания.
Составляют определение и зачитывают
Дети выбирают слова из предложенного ряда и размещают их в таблицу. СЛОВА: Жадность, мудрость, зависть, защита, сочувствие, злоба, лютый, жестокость, свирепость, сердечность, помощь |
||||||||||||||
- Что же произойдёт, если всё это Добро
поместить на одну чашу, а Зло на другую. Перед
нами равновесие. Но случается и так..(Слайды 6 -7; 22 )
- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов “добра”. Назовите пожалуйста, какие добрые дела вы совершили…. Положите своё Доброе Дело на чашу весов. МОЛОДЦЫ, Спасибо! Хорошо! |
Работают: думают, обсуждают, спорят,
приходят к единому решению, формулируют свои
мысли, следят за временем выполнения работы,
сотрудничают, выбирают представителя для ответа Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. |
||||||||||||||
- Повторяйте за мной! Мы будим рисовать
картину жестами на парте. ПОПРОБУЕМ!: Нарисуйте
доброе мирное небо. Пушистые облака. Яркое
солнце. Стаю голубей. И вдруг начался тёплый
весенний дождь. Пробивается молодая зелёная
трава. И назовите вашу картину ДОБРО.(Пишу) - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в целый океан. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. |
Физминутка.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. |
||||||||||||||
- Именно о таком человеке написано в
письме своему другу. Откройте, пожалуйста, ваши
Рабочие тетради, прочитайте текст и найдите в нём
слова, подтверждающие, что этот человек добрый! Пометьте
эти слова в тексте V(над словом); 2) – Ребята, вы встретили незнакомые слова в тексте? (объяснить значение) А сейчас назовите слова, которые подтверждают, что этот человек добрый. КЛАСТЕР Прошу вас найти и зачитать значение этих слов из словаря!
Как Вы думаете, о ком можно было написать такое письмо? (Слайд) Да, это письмо адресовано нашему губернатору А.Г. Тулееву, которое опубликовано в его книге “Преодоление”. |
Читают, делают пометки, испытывают положительные эмоции, отвечают на вопрос. | ||||||||||||||
- Вот видите, ребята, как можно победить
зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь,
превращаются в целый океан. Хорошо, когда человек
оставляет после себя добрый след. - А кому бы вы могли посвятить такое письмо? В ваших рабочих тетрадях есть место, чтобы Вы это сделали. Ведь сказать человеку Благодарю, написать ему письмо – это тоже добрый поступок! - Подарите всем добрым людям…Следите за Точкой…Что подарим? (Слайд 23-24) |
Выполняют физминутку. | ||||||||||||||
2 | Зачитать отрывок с.500 Ребята! Возьмите в ладони бабочки, и послушайте одну древнюю легенду. (под музыку) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая
или мертвая? - Как Вы думаете, что ответил мастер? ... —А мастер ответил: Всё в твоих руках. Действительно: Ребята всё в ваших руках! |
Дают ответы на ?. |
4. Стадия рефлексии
№ п/п | Действия учителя | Действия учащихся |
Д\З: - Ежегодно в нашей стране проводится Акция “Весенняя Неделя Добра”. Я предлагаю Вам принять в ней участие. В ваших тетрадях знак “Доброе сердце”, а также инструкция по изготовлению данного знака в технике “оригами”. Предлагаю вам изготовить эти знаки и подарить их добрым людям. | Знакомятся с инструкцией | |
2 | - Предлагаю вам сейчас тоже сделать одно
общее доброе дело. (Слайд 25) КРЕПЛЮ СЕРДЦЕ-
Напишите пожалуйста – доброе дело, которое вы
обязательно совершите в будущем и прикрепите на
наше большое Доброе Сердце. - Озвучьте пожалуйста. (А кто хочет поделится своей мечтой?).. |
Осмысливают процесс и результаты своей
работы. Звучит музыка: “Дорогою добра” |
КРЕПЛЮ сердечко “А я расскажу своим
детям о Ваших добрых делах”. Доброта нужна всем
людям, - Ребята я приглашаю вас сфотографируемся на память. (Подойдите все сюда! Украсим корзинку цветами и бабочками!)У Нас получилось красивое лукошко. Это Лукошко Добрых дел я прошу Вас подарить Вашему классному руководителю в благодарность за Ваше воспитание.Спасибо вам за ДОБРЫЙ УРОК! |
Предлагаю вам заполнить лукошко вашими планами о добрых делах и поступках. |