Вид урока урок объяснения нового материала
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска;
- презентация, созданная учителем в программе Microsoft PowerPoint,
Цели:
- Обобщить, систематизировать и углубить имеющиеся знания по теме "Прямоугольник"
- Учить логическим рассуждениям и записывать данные рассуждения с помощью символьной записи.
- Развивать применение теоретических знаний на практике.
Ход урока
На экране слайд 1 эпиграф:
" Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг геометрия."
(Французский архитектор Ле Корбюзье)
1 этап: Вступление (Вызов).
Если мы перефразируем эпиграф, написанный на экране, и вместо слов "Все вокруг геометрия" скажем "Все вокруг прямоугольники", то не ошибемся.
Задание:
Давайте вспомним, где мы можем встретить "прямоугольники".
- Каждый запишет сначала в своей тетради.
- Затем обмениваемся мнениями в парах.
- В итоге выступает кто-то один от пары, а затем другие дополняют, не повторяя прозвучавшие ответы. (слайд 2)
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Посмотрите - вокруг нас окружает не так и мало прямоугольников.
А теперь вернемся к тому, что мы с вами изучаем тему "Параллелограмм" и попытаемся ответить с помощью учебника на вопрос :
Какое отношение к параллелограмму имеет прямоугольник?
II этап Объяснение нового материала
Свои наблюдения оформим в виде таблицы : слайд 3
Приложение I (Таблицы на столах у учащихся, заранее приготовлены, заполняется по мере работы с классом)
Чертеж прямоугольника | Связь с параллелограммом | Отличительная особенность |
Запишите тему урока. Сделайте чертёж прямоугольника в тетради, такой как у меня на доске. Рисунок на интерактивной доске
Давайте будем разбираться с данной фигурой. Каково взаимное расположение противоположных сторон прямоугольника? Верно, они попарно параллельны.
А мы уже встречались с фигурой, у которой противоположные стороны попарно параллельны, как называется такая фигура? Правильно параллелограмм!
Какой мы можем сделать вывод о прямоугольнике? Как можно назвать прямоугольник? Да. Прямоугольник это параллелограмм.
А что его отличает от параллелограмма? У него все углы прямые, т. е. равны. А у параллелограмма только противоположные углы равны.
Мы с вами дали определение прямоугольника, давайте попробуем его сформулировать: прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые. Слайд 4
Давайте проверим, правы ли мы, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 108. и прочитайте определение, данное в учебнике.
Так как прямоугольник - параллелограмм, то какими свойствами параллелограмма он обладает?
Противоположные стороны равны, а диагонали точкой пересечения делятся пополам. слайд 4
У прямоугольника, есть особое свойство, его диагонали равны. (слайд 5)
И мы с вами сейчас это докажем. Обратимся к рисунку, который изображён на доске и в ваших тетрадях. Постройте диагонали прямоугольника на ваших чертежах.
Дано: ABCD – прямоугольник.
Доказать: AC = BD
Доказательство:
Рассмотрим прямоугольные треугольники ACD и DBA
АD – общий катет,
АВ и СD равные катеты, треугольники равны по двум катетам. Следовательно, гипотенузы треугольников равны, т. Е. АС = ВD, что и требовалось доказать.
Прочитайте в учебнике обратное утверждение, которое является признаком прямоугольника и его доказательство. (слайд 6 )
Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм – прямоугольник
. Докажем его. Работать у доски будет _____Дано: АВСD – параллелограмм, АС = ВD.
Доказать: АВСD – прямоугольник. (доказательство на интерактивной доске сохраняем на следующий урок)
Вернемся к таблице (слайд 3). Еще раз подчеркнем, что у прямоугольника сохраняются свойства параллелограмма и свойство характерное только для прямоугольника. Признак только один.
III. Закрепление
(Карточки на столах у каждого учащегося.) Слайд 7
- Прямоугольником называется _____, у которого все углы _____.
- Свойство прямоугольника: _____ прямоугольника равны.
- Признак прямоугольника: если в параллелограмме диагонали _____, то этот параллелограмм – _____.
Сверьтесь с правильными ответами. (слайд8 )
- Прямоугольником называется ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, у которого все углы ПРЯМЫЕ.
- Свойство прямоугольника: ДИАГОНАЛИ прямоугольника равны.
- Признак прямоугольника: если в параллелограмме диагонали РАВНЫ, то этот параллелограмм – ПРЯМОУГОЛЬНИК.
IV. Рефлексия. (Синквейн). Составить слайд 9 правая часть (квадрат, ромб) закрыта шторой
Например:
Прямоугольник:
- Равные прямые углы
- Диагонали прямоугольника равны
- Свойства параллелограмма сохраняются
- Особый параллелограмм.
Дома п.45 №401 (а) слайд 10