Цель: расширить исторические знания об Отечественной войне 1812 года, воспитывать у обучающихся добрые, патриотические чувства, гордость за свою Родину и защитников Отечества.
Игре предшествует подготовка: участники изучают и собирают материал по теме; формируют команды, избирают капитанов; готовят домашнее задание; готовят оформление зала. Жюри: учителя, родители, учащиеся старших классов. Награждается команда, набравшая наибольшее количество баллов; активные болельщики. Заранее придуманы награды, связанные с тематикой войны 1812 года.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
Ведущий 2:
День 7 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.
(И. Агеева)
Учитель: Наша игра, посвящена славной дате победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Земля русская собиралась веками. За целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников- патриотов. Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. На рассвете 12 июня 1812 года “Великая армия” Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Так началась Отечественная война.
Родина позвала на помощь, и поднялись на ее защиту славные сыны Отечества. Время быстротечно, меняются поколения, мы живем под мирным небом, но мы не должны забывать героических страниц истории, помнить героев, гордится их славными подвигами, воспитывать в себе любовь и уважение к Отечеству.
Ведущий 1:
В нашей игре принимают участие две команды, учащиеся 6-7 классов.
Чтобы в историческом КВН-е победить,
Очень умным и любезным надо быть!
За спинами друзей не скрываться!
Вопросов сложных не бояться!
Ведущий 2:
Начнем игру!
Желаем всем удач, везенья!
Ждем приветствия команд!
(Приветствие команд)
Ведущий 1: Конкурс I “Разминка”
Командам предлагаются русские пословицы. Задача команд: в пословицах пропущены слова, вставьте их по смыслу.
Задание для команды 6 класса:
- Родина – мать, умей за нее...(постоять)
- Француз боек, да русский.....(стоек)
- Русский солдат не знает .... (преград)
Задание для команды 7 класса:
- От Бородинской пушки под Москвой земля ....(дрожала)
- Кто служит Родине, верно, тот долг исполнит....(примерно)
- Если народ един, он ............(не победим)
Ведущий 2:
Бородино...
Здесь русские солдаты.
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту.
Всю мощь и силу русского штыка.
(В. Степанов)
Конкурс II “Историческая личность”
Команды получают карточки с заданиями. По отрывку определить, о какой исторической личности идет речь?
Задание для команды 6 класса:
Господа! Думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию. Потеряв этот город, мы сохраним армию. Волею, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Сохраним армию - спасем Россию! Приказываю отступать. (М.И. Кутузов)
Как много пустого наговорили мне о первом сражении, о страхе, о робости, наконец, отчаянном мужестве. Какой вздор! Я участвовала во многих сражениях, была я на Бородинском поле, вела в бой эскадрон.
(Надежда Дурова - девица улан)
Задание для команды 7 класса:
Мальчику было десять лет, когда ему довелось увидеть знаменитого полководца А.В. Суворова. Эта встреча определила его судьбу, его жизненный выбор. Он возглавил первый партизанский отряд в Отечественной войне 1812 года. Поэт, гусар. (Денис Давыдов)
В Европе я сыскал славу непобедимого. Если я возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. (Наполеон)
Игра со зрителями: Расставьте события Отечественной войны 1812 года в правильной последовательности:
- назначение М.И. Кутузова главнокомандующим
- оставление русскими войсками Москвы
- Тарутинский маневр
- Бородинская битва
- Совет в Филях
Ответ: 1, 4, 5, 2, 3
Ведущий 1:
На просторах Руси много ратных полей,
Где горела земля под ногами врагов.
Не забудет Россия своих сыновей,
Кто за Родину-мать умереть был готов.
(В. Коростышевский)
Конкурс III “Анаграмма”
Герои Бородинской битвы зашифрованы в анаграммах, расшифруйте их.
Ответы: 1) Багратион П.И.; 2) Раевский Н.Н.; 3) Тучков А.А.
Ведущий 2:
Был бой суровый Бородинский,
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской.
Рождалось наше торжество.
Ведущий 1:
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает.
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
(В. Артанов)
Ведущий 2: Конкурс IV “Бородинская битва”.
Команды получают карточки с заданиями. Задача команд найти ошибку, прокомментировать правильный ответ.
Задание для команды 6 класса:
Вечером 22 августа (3 сентября) русская армия остановилась у села Бородина на Старой Смоленской дороге, в 250 км от Москвы.
Русская армия преградила путь на Москву. Главнокомандующий Михаил Богданович Барклай де Толли осматривал Бородинское поле, высоко в небе парил орел. “Куда он, туда и орел”, - вспоминал ординарец полководца.
Ответ: 1) Новая Смоленская дорога, Бородино расположено в 124 км. от Москвы; 2) Главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов.
Задание для команды 7 класса:
24 августа (5 сентября) неприятель штурмовал Шевардинский редут, который защищал небольшой отряд русских войск. В центре обороны, на курганной высоте, была развернута батарея из 18 орудий, которыми руководил Петр Иванович Багратион.
Бородинская битва выявила победителя. Войска “Великой армии” были наголову разбиты. Москва отмечала победу над Наполеоновской Францией.
Ответ: 1) Батареей на Курганной высоте командовал Н.Н. Раевский; 2) Бородинское сражение не выявило победителя, но показало, что русские войска могут сражаться на равных с “Великой армией”. Русская армия отступила, французы вступили в Москву. Москва пылала от пожара шесть дней. Французская армия была на грани голода, дни Наполеона в России были сочтены.
Игра со зрителями: Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: “Каждый французский солдат носит в своём ранце маршальский жезл”. Назовите известную русскую пословицу, которая в более простой форме передаёт смысл крылатого выражения Наполеона.
Ответ: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
Ведущий 1: Конкурс V. Игра “Черный ящик”
В России издавна сложилась хорошая традиция в честь побед русских воинов возводить храмы. После победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, царь Александр I повелел возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Русский народ собирал деньги на постройку этого архитектурного сооружения. Существовала легенда: однажды воры остановили сани в глухом лесу, но, узнав, что возница везет деньги на строительство храма, отпустили мужика с миром, да еще и свое, награбленное ранее, ему отдали. Храм строился почти полвека. В этом черном ящике находится фоторепродукция этого храма, назовите этот храм?
Ведущий 2:
Так уж установлено природой,
(А над ней не властен человек),
Что Война двенадцатого года –
Это, в общем, позапрошлый век.
А меня все тянет в “Галерею”.
Побродить, подумать не спеша.
Словно здесь я становлюсь мудрее.
Просто этим воздухом дыша.
(Н. Смирнова)
Ведущий 1: Конкурс YI “Галерея портретов”.
В этом стихотворении идет речь о военной галерее Зимнего дворца в Петербурге. В ней насчитывается 332 портрета. Их автор – английский художник Джордж Доу. Вам предложены 6 репродукций участников Бородинской битвы, назовите их.
Ответ: 1) П.И. Багратион; 2) Н.Н. Раевский; 3)А.А. Тучков; 4) Д. В. Давыдов;
5) Н.А. Дурова; 6) М.И. Кутузов
Игра со зрителями “Черный ящик”.
События Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение не только в пословицах и поговорках, но и в творчестве русских писателей и поэтов. Великий русский баснописец И.А. Крылов создал несколько басен, посвященных теме войны. В этом ящике находится животное (игрушка) с образом которого подразумевался Наполеон. Назовите это животное, вспомните, как называлась басня? ( Басня “Волк на псарне”, волк)
Ведущий 2: Конкурс VII “Найди слово”. Командам предлагается следующее задание: нужно найти спрятанные слова по вертикали и горизонтали, объяснить значение слов.
Я | Ф | Х | А | Т | Д | Х | Ъ | Ф | А | Э | Д | Й | Д |
С | Б | А | Т | А | Р | Е | Я | Л | Р | Ц | Р | Ы | Н |
Й | Ц | Л | А | Ч | У | Л | Р | Е | Д | У | Т | Д | З |
Ж | Х | Р | К | Е | З | Н | Г | Ш | Ъ | Р | А | И | Х |
Э | П | Ъ | А | З | Б | Э | Ф | И | Ф | Ю | Ж | Я | О |
Подведение итогов игры.
Учитель: Война – это огромное несчастье для страны. Гибель людей, уничтожение памятников культуры, разрушение сел и городов. Но общая беда сближает народ, сплачивает его для борьбы с неприятелем. Защита Отечества святой долг гражданина. Отечественная война 1812 года породила своих героев. Они показали чудеса бесстрашия, любви к Родине, к своему народу. Наш долг беречь историческую память, сохранить для последующих поколений, а не только помнить о героях по юбилейным датам. Они для нас национальные герои. На Бородино решалась судьба России, ковалась будущая победа над “Великой армией” Наполеона
Ведущий 1:
На этом поле у Бородина,
В слиянье речек Колочи и Войны,
Здесь слава поколений рождена.
Мы здесь стоим.
Мы славы той достойны.
Торжественно знамена склонены,
Сердца потомков славой овевая.
Молчат в земле
Великие сыны.
Молчит над ними молодость живая.
(М. Луконин)
Ведущий 1:
В стране издревле преобильной
Числом прославленных мужей;
Народ могущественный, сильный.
Да служит для вселенной всей
Примером истинныя славы!..
Да сохранятся, древни нравы –
Да не остынет Русска кровь –
К Отечеству любовь!
(А. Писарев)
Литература.
1. [Русские пословицы и поговорки. М.: Московский рабочий, 1965 г.]
2. [Степанищев А.Т. Дидактические материалы. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М.: Издательский дом “Дрофа”, 1999 г.]
3. [Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия (5-6 классы). М.: Айрис- Пресс, 2009 г.]