Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Целевая аудитория: учащиеся 7 –го класса

Урок – 45 мин.

УМК:

  • Е.В. Пчелов. Программа курсов “История России с древнейших времён до конца XVIII Века” Для 6—7 классов основной школы 2-е изд. - М.: ООО “ТИД Русское слово - РС”, 2005.
  • Е.В. Пчелов. История России. XVII-XVIII века: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. -7-е изд.- М.: ООО “ТИД Русское слово - РС”, 2008.
  • ЦОРы: мультимедиа презентации - “Государственные преобразования Петра I” (Приложение 1); игра “Верю – не верю” (Приложение 2), PowerPoint 2007, компьютер, проектор.

Музыкальные файлы mp3 (Приложение 3, Приложение 4).

Цель: создание условий для формирования представления у учащихся о государственных преобразованиях Петра I.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с реформами государственного управления при Петре I.
  • Рассмотреть изменения в сословной политике при Петре I.
  • Подвести к выводам о причинах, целях и результате преобразований Петра I.
  • Способствовать формированию личной позиции, умения аргументировано высказывать свою точку зрения, сравнивать исторические факты и явления, правильно употреблять исторические термины
  • Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории своей Родины.

Место урока в изучаемой теме: продолжает тему “Эпоха Петра I”

Образовательные технологии: коммуникативно-информационная, элементы проблемной, игровой технологий.

Методы: наглядный метод, диалоговый метод, проблемный метод, самостоятельная работа с учебником.

Д.З.: Параграф 21, вопросы 1-4 (у), 5 (в словарь)

Составить рассказ от имени представителя второго сословия об изменениях, затронувших верхи общества.

Ход урока

(Приложение 1): Слушаем музыку. Петр I. Завещание. Саундтрек к кинофильму (Приложение 3).

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Вы, наверное, уже поняли, что сегодня мы продолжим изучение большой темы “Эпоха Петра I”. Что означает словосочетание “Эпоха ПетраI”? Как настроение этой эпохи передает прозвучавшая музыка?

Тема нашего урока сегодня “Государственные преобразования Петра I”. Учитель: Подумайте, каковы задачи нашего урока? Что мы должны сделать сегодня на уроке?

Продолжите предложение:

  • Познакомиться...
  • Изучить...
  • Рассмотреть...
  • Сделать выводы...

Молодцы.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомни, ранее изученный материл. Игра “Верю - не верю” (Приложение 2).

Проводят ученики. (2 человека получили опережающее задание: составить мультимедиа презентацию по изученному ранее материалу для игры “Верю - не верю”).

Правила игры: один человек – задает вопросы, другой - раздает жетоны за каждый правильный ответ. Сохраните жетоны до конца урока, ваши правильные ответы учту при выставлении оценок за урок.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Переходим к изучению материала сегодняшнего урока.

Приложение 1.

К началу XVIII века наметилось отставание России в экономике, военном деле, государственном управлении от ведущих стран Европы. Почему? (Слайд 3 )

Назовите причины отставания от Европейских государств?

Проверим ответы на доске, что вы не назвали? Какие причины главные? Объясните, почему Вы так считаете. (Слайд 4)

Проблемный вопрос: (Слайд 5)

На Ваш взгляд, можно ли было ликвидировать отставание России от европейских государств?

Что для этого сделали бы лично Вы?

Итак, России нужны были реформы. Государству нужна была сильная личность, которая, будучи наделена верховной властью, понимала бы необходимость перемен, обладала энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя.

Такой личностью являлся Петр Великий.

Работа с репродукцией картины В.А.Серова. Внимательно рассмотрите репродукцию. Какие черты характера удалось передать художнику на этой картине? (Слайд 6)

Учитель: Преобразования Петра 1 охватывали все сферы жизни страны. Одну из реформ мы с вами изучали на предыдущих уроках, говоря о Северной войне. Какая это реформа?

Рассмотрите иллюстрации, вспомните, каковы причины и суть военной реформы? (Слайд 7)

Настала очередь реформы государственного управления.

Учитель: Давайте вспомним, государственное управление до реформ Петра. При первых Романовых?

Какие изменения провел Петр1. Стр.140,учебника. Прочитайте и заполните схему. (Слайд 8)

Какие новые государственные органы появились? Какова роль Сената? В чем важнейшие отличия системы коллегий от системы приказов?

Соотнесите государственную должность и орган гос. управления.

Подумайте, какие цели преследовал Петр1, проводя реформу гос. управления? (Слайд 9)

Абсолютизм, дайте определение.

Охарактеризуйте изменения в положении русской православной церкви? Подсказка на слайде. (Слайд 10)

В 1708г. произошла реформа административно-государственного устройства. Какова ее цель? (Слайд 11)

Изменения коснулись и сословного строя. Вспомните, какие сословия существовали в России? Какие из них высшие?

Послушаем диалог, который мог произойти в эпоху Петра1. Подумайте, между представителями, какого сословия он мог состояться? О чем речь? На что жалуются его участники? Какие термины, из представленных на доске, использованы в диалоге?

Диалог. Сценка1. (Слайд 12)

“- Здорово, Иван.

- Здорово, Федор. Как поживаешь?

- Тяжела ныне наша жизнь. В прошлом году царь-батюшка приказал Ревизию провести, да все “души” в ревизские сказки внести. Теперячи, подати непосильные ежегодно выплачиваем.

- Да, не осталось в России места для вольных и гулящих людей ”.

Диалог. Сценка 2. (Слайд 13)

“- Добрый день, Алексей Михайлович, на прогулку отправились?

- Да, Петр Ильич, Вы правы. К тому же и погода прекрасная. Хочу свою вотчину объехать, полюбоваться.

- Места у нас чудесные, да вот только разницы - нет вотчина или поместье. Петр Алексеевич указ приняло единонаследии. Поместье, по сути дела, вотчиной стало, так же по наследству передается.

- Безобразие, братец, безобразие...

После сценки: какие термины вы можете объяснить, исходя из диалога? Поработайте в парах: какие не можете, объясняете с помощью учебника.

4. Закрепление: Таким образом, какие выводы можно сделать по материалам урока. Давайте вернемся к проблемному вопросу.

  • На Ваш взгляд, можно ли было ликвидировать отставание России от европейских государств в области государственного управления?
  • Что для этого сделал Петр Великий

Звучит музыка Россия, вперед!!! Приложение 4.

Наверное, главный урок истории в том, что Россия – сильное, мощное государство, русские люди – мужественны, готовые сделать многое во благо нашей Родины. Какой будет современная Россия – зависит и от нас с Вами. Мы - ее будущее.

5. Домашнее задание: Параграф 21, вопросы 1-4 (у), 5 (в словарь)

Составить рассказ от имени представителя второго сословия об изменениях, затронувших верхи общества.

6. Рефлексия: Приложение 5.

Знали Узнали нового Хотели бы узнать еще