Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви.
Понятия и термины:
- Реформация-борьба за переустройство церкви.
- Индульгенция -грамота отпускающая грехи.
- Протестантизм – одно из движений в Реформации.
- Ландтаг – собрание представителей сословий в княжестве.
Документы: “95 тезисов”, “12 статей”.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Какие изменения произошли в Западной Европе в XV-XVI вв?
II. Новый материал
- Причины начала Реформации в Германии
- Реформация Мартина Лютера
- Народная Реформация Томаса Мюнцера
- Княжеская Реформация
Введение в тему: Обратите внимание на тему нашего урока: “Начало Реформации в Германии” Обращаясь к терминам мы знаем, что Реформация – это борьба за переустройство церкви. Теперь давайте посмотрим, почему родиной Реформации стала Германия?
Причины начала Реформации в Германии
Учитель: В начале XVIв. В Германии происходит подъем хозяйства: - это характеризуется развитием мануфактурного производства, добычей металлов. Но основным тормозом развития Германии стала феодальная раздробленность. Независимые владения князей. Междоусобные войны. Своя монета, суд, налоги. Цеховые организации в городах.
В этих условиях Германия была благодатной почвой для притязаний папы Римского. Здесь церковные поборы неудержимо возрастали, вызывая массовое недовольство и не получая должного отпора от церковной власти, как это было в централизованных западноевропейских государствах Англии и Франции.
Давайте обратимся к схеме доходов Католической церкви:
Задание учащимся: Прочитать пункт в учебнике и сформулировать причины начала Реформации, записав их в тетрадь.
Реформация Мартина Лютера
Учитель: Толчком к массовому движению за Реформацию церкви послужило выступление Мартина Лютера против индульгенций.
- Сообщение о Мартине Лютере (ученик)
- Рассказ учителя в рамках учебника о начале Реформации
Задание для учащихся: прочитать пункт в учебнике и выписать основные положения учения М.Лютера.
Народная Реформация Томаса Мюнцера
Рассказ учителя в рамках учебника
Задание для учащихся: (В парах)
- Проанализируйте требования Т.Мюнцера и сравните их с требованиями М.Лютера, выявите сходства и различия.
- Почему Мартин Лютер и Томас Мюнцер стали врагами?
Княжеская Реформация
Самостоятельная работа учащихся с текстом
Вопросы:
- Почему началась княжеская Реформация?
- Как возникло слово протестант?
- Как Карл V пытался защитить католическую церковь?
- Когда и как был заключен Аугсбургский мир?
- Что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам?
III. Закрепление
Письменная работа (на заранее подготовленных листочках)
Объясните термины:
- Реформация -
- Протестантизм -
- Лютеранская церковь -
IV. Домашнее задание.