Цели:
- Познакомить с животными зоны лесов.
- Повторить и углубить знания о природных сообществах леса, о фотосинтезе, о роли леса в жизни людей.
Ход урока
1 Орг момент
Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи на уроке.
2 Актуализация знаний:
- Какую большую тему мы изучаем? (Пр Зоны)
- По какому плану (с 65) (Работа в парах)
Местоположение
3 определим тему урока по содержанию учебника
Животные леса
Роль леса в природе и жизни людей
- Что мы знаем по этой теме?(Мы знаем местоположение на карте, особенности неживой природы, растения зоны лесов)
Чего мы не знаем?
4 Определим учебную задачу
Мы узнаем, какие животные обитают в зоне лесов, о роли леса в жизни людей.
БЛИЦ – ТУРНИР “Я ЗНАЮ ЛЕС”
1 какой лес называют тайгой?
2 какое отличие есть у лиственницы?
3 какое дерево является символом России?
4 плодами какого дерева являются желуди?
5 какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
3 новый материал
Как хорошо вы знаете животных? (Назови соседу по парте животных, кто обитает в тайге)
Делимся на группы:
(учитель раздает ученикам карточки с загадками- описанием животных. Каждая карточка пронумерована. Дети объединяются в группы, номер группы совпадает с номером карточки, и готовятся к чтению загадки. Каждая группа по очереди предъявляют свою загадку остальным группам)
1 У нее короткий , словно обрубленный, хвост, на ушах кисточки, а на морде- бакенбарды. Любимая пища-зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает.
2 Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, он кормится ягодами. А на берегах ручьев птица охотно клюет мелкие камушки. В желудке эти камушки, как жернова, перетирают ягоды. Зимой птица питается березовыми почками, сосновой хвоей. Весной, как только сойдет снег в лесу, лесной петух начинает токовать. Ходит по земле, распустив хвост веером. И щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит.
3 Это птица небольшая, мельче глухаря. В отличие от безответственных отцов-глухарей и тетеревов, которые не интересуются потомством, самцы этого вида принимают участие в воспитании птенцов. Внешне птица выглядит “рябой” - серая с поперечными черточками. За такую окраску она получила свое название.
4 Это родственница белки.В отличии от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 метров. А роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка, соединяющая передние и задние ноги. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах белок. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму.
5 Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, достает корневища болотных растений, пасется на лесных опушках. Зимой питается веточками ивы, осины, рябины, сосны и также корой этих деревьев.
В группах - рассказ о животных(сообщения учеников)
4 Работа по учебнику
В группах- по учебнику с 90-91
Вывод
5 Роль леса в природе и жизни человека
Прочитать в учебнике на стр. 92 (обсудить проблему в группе)
Беседа с детьми о роли леса в природе и жизни людей:
- лес – общий дом для растений, грибов, бактерий;
- лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота;
- лес поглощает из воздуха кислород, а выделяет углекислый газ. Дышат растения и днем и ночью;
- днем при солнечном свете в зеленых листьях растений одновременно с дыханием проходит еще один процесс- фотосинтез.
- Почему в жаркий летний день под кроной большого дерева прохладно?
Опыт (ученики смогут убедиться, что растения действительно испаряют воду)
Комнатное растение обильно полить водой. Сверху на растение надеть чистый полиэтиленовый пакет и завязать его внизу у стебля. Через некоторое время пакет от паров испаряемой листьями воды запотеет изнутри.
Итог урока:
- О чем должны помнить люди, приходя в лес?
- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.