Урок окружающего мира по теме "Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить с животными зоны лесов.
  • Повторить и углубить знания о природных сообществах леса, о фотосинтезе, о роли леса в жизни людей.

Ход урока

1 Орг момент

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи на уроке.

2 Актуализация знаний:

- Какую большую тему мы изучаем? (Пр Зоны)

- По какому плану (с 65) (Работа в парах)

  • Местоположение
  • Особенности природы(неживая и живая природа)
  • Значение для человека

3 определим тему урока по содержанию учебника

Животные леса

Роль леса в природе и жизни людей

- Что мы знаем по этой теме?(Мы знаем местоположение на карте, особенности неживой природы, растения зоны лесов)

Чего мы не знаем?

4 Определим учебную задачу

Мы узнаем, какие животные обитают в зоне лесов, о роли леса в жизни людей.

БЛИЦ – ТУРНИР “Я ЗНАЮ ЛЕС”

1 какой лес называют тайгой?

2 какое отличие есть у лиственницы?

3 какое дерево является символом России?

4 плодами какого дерева являются желуди?

5 какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

3 новый материал

Как хорошо вы знаете животных? (Назови соседу по парте животных, кто обитает в тайге)

Делимся на группы:

(учитель раздает ученикам карточки с загадками- описанием животных. Каждая карточка пронумерована. Дети объединяются в группы, номер группы совпадает с номером карточки, и готовятся к чтению загадки. Каждая группа по очереди предъявляют свою загадку остальным группам)

1 У нее короткий , словно обрубленный, хвост, на ушах кисточки, а на морде- бакенбарды. Любимая пища-зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает.

2 Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, он кормится ягодами. А на берегах ручьев птица охотно клюет мелкие камушки. В желудке эти камушки, как жернова, перетирают ягоды. Зимой птица питается березовыми почками, сосновой хвоей. Весной, как только сойдет снег в лесу, лесной петух начинает токовать. Ходит по земле, распустив хвост веером. И щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит.

3 Это птица небольшая, мельче глухаря. В отличие от безответственных отцов-глухарей и тетеревов, которые не интересуются потомством, самцы этого вида принимают участие в воспитании птенцов. Внешне птица выглядит “рябой” - серая с поперечными черточками. За такую окраску она получила свое название.

4 Это родственница белки.В отличии от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 метров. А роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка, соединяющая передние и задние ноги. Жилище устраивает в брошенных дуплах дятлов и гнездах белок. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму.

5 Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, достает корневища болотных растений, пасется на лесных опушках. Зимой питается веточками ивы, осины, рябины, сосны и также корой этих деревьев.

В группах - рассказ о животных(сообщения учеников)

4 Работа по учебнику

В группах- по учебнику с 90-91

Вывод

5 Роль леса в природе и жизни человека

Прочитать в учебнике на стр. 92 (обсудить проблему в группе)

Беседа с детьми о роли леса в природе и жизни людей:

- лес – общий дом для растений, грибов, бактерий;

- лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота;

- лес поглощает из воздуха кислород, а выделяет углекислый газ. Дышат растения и днем и ночью;

- днем при солнечном свете в зеленых листьях растений одновременно с дыханием проходит еще один процесс- фотосинтез.

- Почему в жаркий летний день под кроной большого дерева прохладно?

Опыт (ученики смогут убедиться, что растения действительно испаряют воду)

Комнатное растение обильно полить водой. Сверху на растение надеть чистый полиэтиленовый пакет и завязать его внизу у стебля. Через некоторое время пакет от паров испаряемой листьями воды запотеет изнутри.

Итог урока:

- О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.