Развитие познавательного интереса к химии "Путешествие в мир химии"

Разделы: Химия


Развитие познавательного интереса к химии

Развитие познавательного интереса обучающихся к химии осуществляется через внедрение программы пропедевтического курса “Путешествие в мир химии” в учебный план образовательного учреждения.

Курс раннего изучения предмета интегрирует знания по предметам естественного цикла, формирует у учащихся познавательный интерес к химии и позволяет частично разгрузить курс химии основной школы. Пропедевтический курс химии учитывает основные направления модернизации естественнонаучного образования – гуманизацию, гуманитаризацию и экологизацию, что прослеживается в содержании данной программы.

Актуальность программы:

Уменьшение объема времени, выделяемого на изучение химии в новом региональном базисном плане (2 часа в 8 и 9 классах и по 1 часу в неделю в 10-11 классах на базовом уровне).

Сложность изучения химии предмета учащимися и небольшое количество времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины.

Изучение программы пропедевтического курса химии в 7 классе может быть реализовано за счет компонента образовательного учреждения, а также в качестве дополнительных групповых или кружковых занятий из расчета 1ч в неделю, всего 34 часа.

Курс раннего изучения предмета формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит учащихся к более серьезному изучению учебной дисциплины и позволяет частично разгрузить курс химии основной школы.

Основные задачи курса

  • познакомить школьников с предметом химии
  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе
  • сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету
  • интегрировать химию в систему естественнонаучных дисциплин для формирования целостной научной картины мира
  • расширить знания учащихся о формах существования химического элемента
  • познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами и путями их решения
  • овладеть умениями наблюдать химические и физические явления, проводить химический эксперимент
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
  • развить учебно-коммуникативные умения исовершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа.

Учащиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин
  • основные методы изучения: наблюдение, моделирование, эксперимент
  • отличительные признаки веществ и физических тел; явлений
  • признаки химических реакций и условия их протекания
  • вещества, наиболее часто используемые человеком и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента
  • проводить простейшие исследования свойств веществ
  • использовать метод наблюдения при выполнении заданий
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
  • использовать знания и умения в практической деятельности
  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Содержание данной программы состоит из 4 тем.

При изучении первой темы “Химия – часть естествознания” учащиеся обобщают и актуализируют химические знания, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе, что способствует формированию единой естественно - научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Вторая тема “Путешествие в загадочный мир химии”, содержит яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды из истории становления и развития химии. В качестве одной из форм организации учебных занятий с целью повышения познавательного интереса в планировании имеются нетрадиционные учебные занятия: химический вечер “В гостях у алхимика” и интеллектуальная викторина “Путешествие в мир элементов”.

При изучении тем “Вещества” и “Химические реакции, происходящие с веществами” учащиеся узнают любопытные сведения об отдельных веществах и их свойствах, способах разделения смесей веществ и использовании их человеком. Изучение данных тем расширяет знания учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химических процессов в дальнейшем.

На протяжении изучения всего курса учащиеся проводят домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и формирует у учащихся развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента.

Данная программа внедрена в учебный план образовательного учреждения в 2010-2011 учебном году. В результате изучения пропедевтического курса учащиеся узнали: место химии среди естественнонаучных дисциплин, основные методы изучения естественных наук, отличительные признаки веществ и явлений, вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения. Учащиеся научились обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента, проводить простейшие исследования свойств веществ, использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В рамках психологического сопровождения отслеживалось развитие учащихся, изучавших пропедевтический курс “Путешествие в мир химии”, на этапе подросткового кризиса 7а,в - 8а,в классов в 2010-2011 и 2011-2012учебном году. Рассматриваются следующие параметры: интеллектуальное развитие, школьная тревожность, мотивация деятельности.

Уровень школьной тревожности

Сравнительный анализ показал снижение уровня тревожности при переходе учащихся из 7 в 8 класс. 65% учащихся этих классов имеют оптимальный уровень школьной тревожности, они эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, включены в различные учебные ситуации и не испытывают страха. Это способствует гармоничному развитию и успешному обучению.

Уровень развития школьной мотивации

Следует отметить положительную динамику к увеличению количества учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации. Много подростков связывают школу с возможностью получить хорошее образование для овладения профессией. Внешний мотив обусловлен особенностями возраста, желанием общаться со сверстниками.

Интеллектуальное развитие учащихся

Результаты диагностики интеллектуального развития коррелируют с общей успеваемостью учащихся. При выполнении заданий теста дети демонстрируют хорошую осведомленность, умение проводить аналогии, выделять существенные признаки, решать математические задачи, создавать речевые конструкции. Развитие логического мышления идет в соответствии с возрастом. Диагностика уровня самооценки: 73% учащихся имеют адекватный уровень, 27% учащихся – низкий уровень самооценки.

При повторном тестировании отмечена положительная динамика к увеличению количества учащихся с высоким уровнем мотивации. Много подростков связывают школу с возможностью получить хорошее образование, возросло количество детей с высоким уровнем развития познавательной мотивации к изучению предмета, учащиеся демонстрируют желание повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, ориентированы на успешность в обучении.

Программа пропедевтического курса “Путешествие в мир химии” размещена на сайте http://Elena-ximik.narod.ru