Цели и задачи:
1. Образовательная:
а) ознакомление с этикетными правилами письма ;
б) приобретение навыков правильного написания личного письма.
2. Развивающая:
а) развитие орфографической зоркости учащихся;
б) обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;
в) формирование культуры речи учащихся.
3. Воспитательная:
а) формирование нравственных основ человеческой личности;
в) ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.
Материалы и оборудование:
- Фронтовые письма, фотографии, семейные реликвии.
- Письма наших дней : солдата срочной службы школьникам.
- Плакаты, рисунки с военной тематикой.
- Аудиозаписи песен: “Журавли” , “В землянке”. (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова).
- Видеофильм “Грозовые ворота”.
- Дидактические карточки (тексты из учебных- методических и дидактических пособий).
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
1. Музыкальное вступление (песня “Журавли”)
У: Ребята, посмотрите, какое необычное письмо я прочитаю. Оно сложено треугольником. ( читаю письмо )
У: Что это за письмо?
Д: Это письмо с фронта.
Ученик читает стихотворение
Письма в треугольниках солдатских,
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты и ласки
И грозного дыхания войны.
II. Сообщение темы, целей урока.
1.У: - Сегодня мы на уроке напишем письма солдатам, нашим Защитникам Отечества. Вспомним ,как правильно оформлять письма , из чего состоит письмо. Познакомимся с письмами военных лет. Попробуем сами написать письмо солдату.
У: Что такое письмо? ( Опора на личностный опыт учащихся).
Д: Письмо-диалог адресанта и адресата.
2. У: Ребята, на нашей выставке собраны фотографии, фронтовые письма, семейные реликвии, которые сохранили ваши бабушки и дедушки со времен ВОВ. А есть письма наших дней. Что же значит для солдата письмо?
Д : значение простых солдатских писем, особенно в годы ВОВ, было велико. Каждый солдат, если он получал письма от родных, чувствовал себя намного уверенней, он без страха шел в бой и побеждал. Верил, что его ждут, о нем не забыли.
3. У: В перерывах между боями солдат писал письмо домой.
Инсценирование стихотворение К.Симонова “Жди меня.”
Звучит музыка “В землянке”, ученик читает стихотворение.
4. У: О чем же писал солдат домой в те страшные военные дни?
Д: Солдаты писали о скорейшем окончании войны, описывали картину уничтожения врага, мечтали о возвращении домой, о встрече с родными.
У: Мир не спокоен и в наши дни. Остаются горячие точки, где идут сражения, где молодые солдаты защищают нашу Родину. О чем они пишут домой? Давайте посмотрим отрывок из видеофильма и послушаем письмо солдата маме.
Просмотр отрывка из фильма “ Грозовые ворота”.
У: О чем пишет современный солдат?
Д: Солдат выражает грусть по родным местам, любовь к своим близким, мечтает о скорейшем возвращении домой.
5. У: А вот еще одно письмо. Оно пришло к нам в класс от солдата срочной службы. В письме он рассказывает о своей службе и просит вас написать ему письмо-ответ. (зачитываю отрывки из письма).
У: Ребята, нам предстоит написать коллективное письмо. Вы согласны ? (Да)
III. Практикум.
Правильно составить письмо не всегда легко, особенно если оно адресовано не близкому человеку. Этому будем учиться.
2. Беседа. Определение основной мысли письма.
У: О чем бы вы хотели рассказать солдату?
У: Из каких частей состоит письмо?
1. Зачин. (Место и дата написания. Приветствие. Обращение.)
2. Информационная часть (Основная информация, которую нужно изложить.)
3. Концовка. (Итоговые фразы: просьба писать, благодарность, приветы и прощание. Подпись.)
3. Давайте немного потренируемся.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает дидактическую карточку
1-я гр. Подобрать слова обращения и приветствия.
Здравствуйте...! Добрый день... Приветствую тебя... |
2-я гр. Продолжи фразы.
Вы хотите узнать..., Хочется сообщить..., Я хотел бы рассказать..., Я писала еще, что..., Во-первых..., Во-вторых..., В- третьих |
3-я гр. Продолжи фразы.
С глубоким уважением..., Уважающий Вас., Любящий тебя...). |
Наращивание лексики на основе мыслительных ассоциаций.
У: Подберите слова и словосочетания по темам: 1-я гр. “мир”, 2-я гр. “ боец”, 3-я гр.” армия”.
Мир - дружба, радость, счастье.
Боец - солдат, воин.
Армия- войско, рать, вооруженные силы.
У: Составьте с этими словами предложения.
4. Подбор пословиц и поговорок.
У: Подберите подходящие пословицы и поговорки к письму.
- Родина мать, умей за нее постоять.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Нет ничего краше, чем Родина наша.
5. Словарная работа.
1. Подобрать синонимы к словам:
- Родина-Отчизна, Отечество;
- Граница- рубеж, предел.
2. Диктант по памяти:
Здравствуйте, до свидания, Родина, День Победы.
6. Знакомство с этикетными правилами письма.
- избегай громких фраз;
- пиши чисто, опрятно, без помарок;
- пиши почерком, который легко читать;
- то, как ты украсишь свое письмо и подпишешь свой конверт зависит от твоего вкуса.
IV. Практическая работа над письмом.
У: Ребята, а теперь давайте начнем писать письмо. У вас на столах лежат слова-помощники, из них вы составите предложения.
Каждая группа составляет свои предложения для письма, учитель прикрепляет эти предложения на доске. Получается одно коллективное письмо.
Астрахань, 18 марта. Здравствуй, солдат срочной службы!
Пишут тебе ребята 3 класса сош № 55.
Всем классом передаём тебе привет.
Хотим рассказать о нашем классе. У нас дружный класс. Недавно мы ездили на экскурсию по городу. Город готовится к своему 450-летнему юбилею: преображаются улицы, ремонтируются набережные, реставрируется крепость.
Нам хотелось бы узнать как проходит твоя служба?
Какой у вас распорядок дня? Чем занимаетесь в свободное время?
Служи честно, будь храбрым и достойным звания Защитника Отечества.
Ждём твоих писем.
С уважением ученики 3В класса.
V. Оформление конверта по образцу.
VI. Подведение итогов.
У: Почему так важно для солдата письмо из дома?
- Теперь каждый из вас может написать письмо. Кому бы вы хотели написать?
Д: -Я пошлю письмо ветерану-родственнику.
- Я напишу письмо ветерану-дедушке.
У: Это будет вашим домашним заданием.