Международные отношения в 30-е годы XX века

Разделы: История и обществознание


Рисунок 1

Цели урока:

  • Образовательная: Дать учащимся представление о международных отношениях в 30-ые годы. Описать очаги предвоенных конфликтов. Дать характеристику международных договоров.
  • Развивающая: Развивающие цели урока совпадают с перечнем необходимых действий с историческим материалом в примерном тематическом планировании курса истории См. Таблица 1.
  • Воспитательная: Подтолкнуть учеников к пониманию сущности фашизма как идеологии, которая неизбежно ведет к военным конфликтам. Раскрыть важность выбора вероятных союзников, перед которым стоял Советский Союз. Сформировать представление о заведомом провале политики, основанной на недоверии, подозрительности, лжи.

План урока:

  • Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
  • Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
  • Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова;

В качестве средства обучения применяется электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С (Таблица 1, Рисунок 1).

Таблица 1
Использование образовательных ресурсов для организации деятельности школьников

Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” Иные образовательные ресурсы
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось “Берлин-Рим-Токио”. Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты Раскрывать значения понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Словарная справка

“Аншлюс”

Карта “Европа накануне Второй Мировой войны”

Словарная справка

“Политика “умиротворения”

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

“Прокляты - кто заняли тот смиренный рай...”

Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920 – 1930 годы Карта “Экспансия Японии на Дальнем Востоке. 1931–1937 гг.”

Карта “Европа накануне Второй Мировой войны”

Авторский опорный конспект-схема (меловой рисунок на традиционной доске)

“Международные отношения в 20 – 30-е годы”

Проводить сопоставительный анализ документов относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории) Исторические источники

“Мюнхенское соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии” “Договор о ненападении между СССР и Германией”

“Пакт Молотова-Риббентропа” (Секретный протокол)

Учебник параграф 15.

Карикатура “Свадьба Гитлера и Сталина” 1939.

Карикатура "Мюнхенский сговор"1938. Кукрыниксы

Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира Анимированная карта “Европа накануне II мировой войны” Вопросы проблемного урока на традиционной доске

Марина Цветаева “Стихи к Чехии” “О слезы на глазах...”

I Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.

Учитель ставит перед ученикам проблему и начинает составлять на традиционной доске меловой рисунок: опорный конспект “Международные отношения” (Рисунок 2).

Проблемные вопросы:

  1. Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
  2. Какими были внешнеполитические планы Гитлера? Как они соотносились с нацистской идеологией?
  3. В чем совпадали и в чем не совпадали планы Германии, Италии и Японии?

Примечание: проблемные вопросы и опорный конспект составлены по учебнику Кредера А.А. Новейшая история зарубежных стран. В классе ученики пользуются учебником Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.

Рисунок 2

II Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.

Проблемные вопросы:

  1. В чем причина неудач СССР в борьбе за коллективную безопасность?
  2. Почему Мюнхенское соглашение – позорная страница англо-французской дипломатии?
  3. Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область (Рисунок 3)?

Рисунок 3

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

“Прокляты - кто заняли тот смиренный рай с зайцами и ланями, с перьями фазаньими... Трекляты – кто продали, ввек не прощены!...”

  1. В чем причина советско-германского сближения в 1939 году?
  2. Как вы оцениваете этическую сторону Пакта о ненападении и Секретного протокола 1939 года (Рисунок 4).

Рисунок 4

III Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.

Учитель предлагает познакомиться с анимированной картой “Европа накануне II мировой войны” и ответить на вопрос, сформулированный в начале урока:

Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?

После того, как ученики выскажут свою точку зрения, звучат стихи Марины Цветаевой:

Марина Цветаева “Стихи к Чехии”

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О черная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
15 марта - 11 мая 1939

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 15 учебника;
  • Выучить содержание опорного конспекта-схемы;
  • Подготовиться к самостоятельной работе (Приложение 1).

Оборудование:

  • Проектор, компьютер, электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С, традиционная меловая доска.

Литература.

  1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М., 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М., 2011.
  3. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэзия XX века. М., 2008.
  4. “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С.
  5. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914–1997. 9 класс. М.. 2006.