Рисунок 1
Цели урока:
- Образовательная: Дать учащимся представление о международных отношениях в 30-ые годы. Описать очаги предвоенных конфликтов. Дать характеристику международных договоров.
- Развивающая: Развивающие цели урока совпадают с перечнем необходимых действий с историческим материалом в примерном тематическом планировании курса истории См. Таблица 1.
- Воспитательная: Подтолкнуть учеников к пониманию сущности фашизма как идеологии, которая неизбежно ведет к военным конфликтам. Раскрыть важность выбора вероятных союзников, перед которым стоял Советский Союз. Сформировать представление о заведомом провале политики, основанной на недоверии, подозрительности, лжи.
План урока:
- Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
- Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
- Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова;
В качестве средства обучения применяется электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С (Таблица 1, Рисунок 1).
Таблица 1
Использование образовательных ресурсов
для организации деятельности школьников
Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика | “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” | Иные образовательные ресурсы |
Международные отношения в 1920— 1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось “Берлин-Рим-Токио”. Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты | Раскрывать значения понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. | Словарная справка “Аншлюс” Карта “Европа накануне Второй Мировой войны” Словарная справка “Политика “умиротворения” |
Марина Цветаева “Стихи к Чехии” “Прокляты - кто заняли тот смиренный рай...” |
Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920 – 1930 годы | Карта “Экспансия Японии на Дальнем
Востоке. 1931–1937 гг.” Карта “Европа накануне Второй Мировой войны” |
Авторский опорный конспект-схема
(меловой рисунок на традиционной доске) “Международные отношения в 20 – 30-е годы” |
|
Проводить сопоставительный анализ документов относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории) | Исторические источники “Мюнхенское соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии” “Договор о ненападении между СССР и Германией” “Пакт Молотова-Риббентропа” (Секретный протокол) |
Учебник параграф 15. Карикатура “Свадьба Гитлера и Сталина” 1939. Карикатура "Мюнхенский сговор"1938. Кукрыниксы |
|
Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира | Анимированная карта “Европа накануне II мировой войны” | Вопросы проблемного урока на
традиционной доске Марина Цветаева “Стихи к Чехии” “О слезы на глазах...” |
I Расстановка сил на международной арене. Локальные конфликты. Постановка проблемы.
Учитель ставит перед ученикам проблему и начинает составлять на традиционной доске меловой рисунок: опорный конспект “Международные отношения” (Рисунок 2).
Проблемные вопросы:
- Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
- Какими были внешнеполитические планы Гитлера? Как они соотносились с нацистской идеологией?
- В чем совпадали и в чем не совпадали планы Германии, Италии и Японии?
Примечание: проблемные вопросы и опорный конспект составлены по учебнику Кредера А.А. Новейшая история зарубежных стран. В классе ученики пользуются учебником Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
Рисунок 2
II Система международных договоров. Политика умиротворения. Эвристическая беседа.
Проблемные вопросы:
- В чем причина неудач СССР в борьбе за коллективную безопасность?
- Почему Мюнхенское соглашение – позорная страница англо-французской дипломатии?
- Почему Мюнхенский договор позволял Германии оккупировать Судетскую область (Рисунок 3)?
Рисунок 3
Марина Цветаева “Стихи к Чехии”
“Прокляты - кто заняли тот смиренный рай с зайцами и ланями, с перьями фазаньими... Трекляты – кто продали, ввек не прощены!...”
- В чем причина советско-германского сближения в 1939 году?
- Как вы оцениваете этическую сторону Пакта о ненападении и Секретного протокола 1939 года (Рисунок 4).
Рисунок 4
III Существовала ли реальная возможность предотвратить II Мировую войну. Коллективная дискуссия.
Учитель предлагает познакомиться с анимированной картой “Европа накануне II мировой войны” и ответить на вопрос, сформулированный в начале урока:
Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны? Если “да”, то какими способами, если “нет”, то почему?
После того, как ученики выскажут свою точку зрения, звучат стихи Марины Цветаевой:
Марина Цветаева “Стихи к Чехии”
О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!О черная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
15 марта - 11 мая 1939
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 15 учебника;
- Выучить содержание опорного конспекта-схемы;
- Подготовиться к самостоятельной работе (Приложение 1).
Оборудование:
- Проектор, компьютер, электронный образовательный ресурс “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С, традиционная меловая доска.
Литература.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М., 2010.
- Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М., 2011.
- Цветаева М.И. Стихотворения. Поэзия XX века. М., 2008.
- “Новейшая история зарубежных стран. 9 класс” 1С.
- Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914–1997. 9 класс. М.. 2006.