Задачи урока:
- продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами;
- дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- продолжить прививать любовь к родной природе;
- продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова;
- показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;
- закрепить навык списывания текста;
- развивать речь учащихся.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. начало. Эмоциональный
настрой детей. (Звучит музыка-заставка к
телепередаче “В мире животных”) 2. Повторение. - Ребята, давайте вспомним, какие группы входят в царство животных? (На слайде видеоряд) - Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных? - Каких насекомых вы знаете? - Чем пауки отличаются от насекомых? - Что происходит с насекомыми и паукообразными осенью? 3. Чистописание. К к Кк К к КК….. крест крестик окрестил крестовик - Какое слово “лишнее”? - Поставьте в словах ударение. Какие из этих слов надо проверять, а какие слова будут проверочными? (Взаимопроверка) - Крестовик - кто это? Почему его так назвали? (На слайде изображение) 4. Словарная работа. - Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах: - Как сажа черна, - Маленький мальчишка - Окраской – сероватая, Кто она? - Можно ли проверить написание слов - отгадок? 5. Объявление темы урока. - На данном уроке мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема так и называется - “Птичьи секреты”. 1) Слайд - Каких птиц знаете? На какие группы их можно разделить? Слайд. Перелётные птицы. - Почему некоторые птицы осенью улетают? - В каком порядке они улетают от нас? - Куда же улетают птицы? Слайд. Развитие речи. - Из данных слов составьте предложения: (Ночь, мороз, ударил, первый; падает, на, землю, хлопьями, снег; утки, на озере, перед отлётом, собрались) 2) Слайд. Зимующие птицы. - Почему так называются? - Каких зимующих птиц знаете? - Чем питаются зимующие птицы? - Какая орфограмма пропущена в словах? - Ко всем ли словам можно подобрать проверочные?
3) Слайд. Ворона. Развитие речи. - Прочитайте текст-описание, письменно ответьте на вопросы (текст на индивидуальных карточках: Прочитай текст-описание.
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые или чёрные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в степях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. Письменно ответь на вопросы: 1. Где живут вороны? 2. Какую пользу приносят вороны?) 4) Слайд. Дятел. - Не дровосек, не плотник, 5) Слайд. Кочующие птицы. - Почему так называются? - Каких кочующих птиц можете назвать? 6) Слайд. Синица. Слайд: Стало гол..дно с..нице, - Выпишите слова с пропущенными гласными, подберите проверочные. 7) Слайд. Свиристель. (Звучит голос свиристели) - Какую птицу за нежный голос прозвали в народе красавой? - Опишите внешний вид птицы. 8) Слайд. Снегирь.
9) Слайд. Поползень. - Почему так называется? 6. Закрепление материала. 1) А все ли птицы, которые зимуют в нашей местности, смогут зимой найти себе корм? А чем мы можем помочь? Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой!”. 2) Слайд. Кормушки. 3) В заключение урока выполните небольшую самостоятельную работу на листочках. (Прочитайте, вставьте в слова пропущенные буквы. На зиму с…нички не ул…тают в тёплые страны, но в поисках корма стайки птиц перел…тают с места на место. Подкармливая, их можно уд…ржать в св…ём с…ду. Б…льшая с…ница за сутки съедает столько насекомых, сколько весит с…ма. Этим с…нички приносят б…льшую пользу л…сам, паркам и с…дам.) 4) - Чему учились на уроке? - Что узнали нового из жизни птиц? 7. Оценка деятельности учеников. Нарисуйте на полях ягодки (корм для птичек), раскрасьте их в тот цвет, который подскажет ваше настроение. Спасибо. Урок окончен. |
- Насекомые, птицы, рыбы, звери.
- Ответы детей
- Окрестил (обозначает действие)
- Это паук. На спинке рисунок, напоминающий крест.
- Сорока
- Воробей
- Ворона
- Это словарные слова, их написание надо запомнить.
- Перелётные.
- Ответы детей, дополнения учителя
- Запись в тетради
- Сообщение ученика о воробьях Запись в тетради: В..р..бьи едят различные с..мена тр..вянистых растений, крупу, крошки хлеба. - Пропущена безударная гласная (семена - семя, травянистых - травы, воробьи - словарное слово)
- Сообщение ученика о дятле. Дополнения учителя.
- От слова “кочевать”, перелетать в поисках пищи с одного места в другое.
- Сообщение ученика о синице.
- Взаимопроверка
- Свиристель - Устные ответы детей
- Сообщение ученика, дополнение учителя. - Сообщение ученика.
- Если зима морозная, снежная, многие птицы погибают от голода, т.к. семена растений засыпаны снегом… |
Таблица (в редакции автора)