Интегрированный урок "окружающий мир + русский язык" по теме "Птичьи секреты. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Задачи урока:

  • продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами;
  • дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
  • продолжить прививать любовь к родной природе;
  • продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова;
  • показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;
  • закрепить навык списывания текста;
  • развивать речь учащихся.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. начало. Эмоциональный настрой детей. (Звучит музыка-заставка к телепередаче “В мире животных”)

2. Повторение.

- Ребята, давайте вспомним, какие группы входят в царство животных?

(На слайде видеоряд)

- Какой опознавательный признак отличает насекомых от других групп животных?

- Каких насекомых вы знаете?

- Чем пауки отличаются от насекомых?

- Что происходит с насекомыми и паукообразными осенью?

3. Чистописание.

К к Кк К к КК…..

крест крестик окрестил крестовик

- Какое слово “лишнее”?

- Поставьте в словах ударение. Какие из этих слов надо проверять, а какие слова будут проверочными?

(Взаимопроверка)

- Крестовик - кто это? Почему его так назвали?

(На слайде изображение)

4. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах:

- Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была.

- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

- Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.

Кто она?

- Можно ли проверить написание слов - отгадок?

5. Объявление темы урока.

- На данном уроке мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема так и называется - “Птичьи секреты”.

1) Слайд

- Каких птиц знаете? На какие группы их можно разделить?

Слайд. Перелётные птицы.

- Почему некоторые птицы осенью улетают?

- В каком порядке они улетают от нас?

- Куда же улетают птицы?

Слайд. Развитие речи.

- Из данных слов составьте предложения:

(Ночь, мороз, ударил, первый; падает, на, землю, хлопьями, снег; утки, на озере, перед отлётом, собрались)

2) Слайд. Зимующие птицы.

- Почему так называются?

- Каких зимующих птиц знаете?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Какая орфограмма пропущена в словах?

- Ко всем ли словам можно подобрать проверочные?

 

3) Слайд. Ворона.

Развитие речи.

- Прочитайте текст-описание, письменно ответьте на вопросы (текст на индивидуальных карточках:

Прочитай текст-описание.

Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые или чёрные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в степях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

Письменно ответь на вопросы:

1. Где живут вороны?

2. Какую пользу приносят вороны?)

4) Слайд. Дятел.

- Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

5) Слайд. Кочующие птицы.

- Почему так называются?

- Каких кочующих птиц можете назвать?

6) Слайд. Синица.

Слайд:

Стало гол..дно с..нице,
Но в к..рмушку сесть б..ится.
- Будь см..лее, не р..бей, -
Приглашает воробей.

- Выпишите слова с пропущенными гласными, подберите проверочные.

7) Слайд. Свиристель. (Звучит голос свиристели)

- Какую птицу за нежный голос прозвали в народе красавой?

- Опишите внешний вид птицы.

8) Слайд. Снегирь.

 

9) Слайд. Поползень.

- Почему так называется?

6. Закрепление материала.

1) А все ли птицы, которые зимуют в нашей местности, смогут зимой найти себе корм?

А чем мы можем помочь?

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой!”.

2) Слайд. Кормушки.

3) В заключение урока выполните небольшую самостоятельную работу на листочках.

(Прочитайте, вставьте в слова пропущенные буквы.

На зиму с…нички не ул…тают в тёплые страны, но в поисках корма стайки птиц перел…тают с места на место. Подкармливая, их можно уд…ржать в св…ём с…ду.

Б…льшая с…ница за сутки съедает столько насекомых, сколько весит с…ма. Этим с…нички приносят б…льшую пользу л…сам, паркам и с…дам.)

4) - Чему учились на уроке?

- Что узнали нового из жизни птиц?

7. Оценка деятельности учеников.

Нарисуйте на полях ягодки (корм для птичек), раскрасьте их в тот цвет, который подскажет ваше настроение.

Спасибо. Урок окончен.

 

 

 

 

- Насекомые, птицы, рыбы, звери.

 

 

- Ответы детей

 

 

 

 

 

- Окрестил (обозначает действие)

 

 

 

- Это паук. На спинке рисунок, напоминающий крест.

 

 

 

- Сорока

 

 

 

- Воробей

 

- Ворона

 

 

- Это словарные слова, их написание надо запомнить.

 

 

 

 

 

- Перелётные.
- Зимующие.
- Кочующие

 

- Ответы детей, дополнения учителя

 

 

- Запись в тетради

 

 

 

- Сообщение ученика о воробьях

Запись в тетради:

В..р..бьи едят различные с..мена тр..вянистых растений, крупу, крошки хлеба.

- Пропущена безударная гласная (семена - семя, травянистых - травы, воробьи - словарное слово)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сообщение ученика о дятле. Дополнения учителя.

 

- От слова “кочевать”, перелетать в поисках пищи с одного места в другое.

 

- Сообщение ученика о синице.

 

 

 

- Взаимопроверка

 

- Свиристель

- Устные ответы детей

 

 

- Сообщение ученика, дополнение учителя.

- Сообщение ученика.

 

 

- Если зима морозная, снежная, многие птицы погибают от голода, т.к. семена растений засыпаны снегом…

Таблица (в редакции автора)