Внеклассное мероприятие по географии "В поисках острова сокровищ"

Разделы: География


Цели:

  • Повторение изученного по предмету, проверки умения работать с географической картой и компасом, знания фактического материала;
  • Развитие познавательного интереса и сообразительности школьников;
  • Способствовать созданию коллектива, используя игровые технологии, дать возможность каждому ученику проявить себя в том, в чем он силен (в быстроте реакции, артистизме, смекалке, истории, географии).

Оснащение:

  • 2 контурные карты мира для командной игры;
  • судовые журналы с корабликами (на магнитную доску);
  • листы оценки жюри (Приложение 1);
  • бутылка и свиток с зашифрованным посланием старого пирата;
  • глобус, или физическая карта мира;
  • атрибуты пиратов (банданы, повязка для глаз ит.д.);
  • мультимедийная презентация (Приложение 3) и звуковой музыкальный файл из к/ф «Пираты Карибского моря» (Приложение 2)
  • бумага, ручки, компас школьный;
  • для конкурса капитанов конфеты и фрукты, 2 повязки на глаза;
  • призы участникам.

Участники: 2 команды 6-х классов по 7-8 человек.

Подготовка: за 3 дня до игры собрать команду, придумать название, девиз, подобрать соответствующую экипировку.

Ход игры

1. Вступление.

Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры!

(звучит музыкальный фрагмент)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное и полное опасностей путешествие. Две команды отважных мореплавателей собираются в дальнее и рискованное плавание в поисках острова Сокровищ. Давайте проверим, как они подготовились к пути? С кого возьмём пример? – конечно же, с пиратов, эти морские разбойники лучше всех разбирались в кладах и спрятанных сокровищах, и, живя грабежом, наверняка оставили свои богатства где-нибудь в дальних странах. Выглядели они примерно так: и в будни, и в праздники. Все знают героев фильма «Пираты Карибского моря». Похожи ли вы на них? Давайте мы сейчас проверим, мы ведь всё-таки не грабители, а мирные пираты, морские путешественники. Так? А судить нас будет авторитетное жюри из числа ваших сверстников и классных руководителей.

2. Представление команд

Команды дают название, девиз, демонстрируют экипировку команды

Молодцы, вы действительно похожи на настоящих моряков.

3. Начало игры. Послание «Старого пирата»

Ребята, у нас серьёзная проблема. Никто из нас не знает: куда держать курс, где находится этот остров Сокровищ, боюсь…это бессмысленная затея. Но! В школе произошёл удивительный случай – из фондов музея в наши руки попала вот эта бутылка. Внутри записка. С посланием от «Старого пирата». Давайте посмотрим, что в ней.

Итак, это зашифрованное письмо. Теперь понятно, почему никто не смог отыскать тот остров. Команды, вы готовы к 1 конкурсу?

1 конкурс

Задание: расшифровать послание пирата, отметить точку острова Сокровищ на контурной карте. Победившая команда получит 2 дня пути до острова. Готовые карты оценивает жюри.

Ответ: Определили координаты острова: 22º с.ш.; 56º з.д.

Итак, мы отправляемся из порта г.Архангельск, с Белого моря, в плавание до точки острова Сокровищ, на которое нужно потратить 25 дней пути. Команды отмечают в судовых журналах присуждённое жюри число очков – столько дней плавания команды  выиграли по результатам 1 конкурса. Уважаемые участники, мы видим, что гонка за сокровища уже началась!

2 конкурс

Команды, мы сейчас проверим, настоящие ли «асы» в морском деле. Я задам каждой команде по очереди 7 вопросов морской тематики. 7 правильных ответов – неделя пути!

«Морские волки»

«Искатели приключений»

  1. Домашний питомец пирата (попугай)
  2. Пиратский приём захвата судов (абордаж)
  3. Любимая валюта пиратов (пиастры)
  4. Двигатель пиратского судна (парус)
  5. Любимый напиток пирата (ром)
  6. Конверт для пиратской почты (бутылка)
  7. Адрес пирата (живого или мёртвого). (Ответ: море)
  1. Как называется окно на корабле? (иллюминатор)
  2. Башня с сигнальными огнями, указывающая путь кораблям (маяк)
  3. Старший матрос, хозяин палубы (боцман)
  4. Начальник судовой кухни (кок)
  5. Путь, безопасный для плавания среди препятствий по морю, реке (фарватер)
  6. Верёвочная лестница на корабле (трап)
  7. Подросток на корабле, обучающийся морскому делу (юнга)

По результатам – отмечаем в судовые журналы дни пути (максимум 7).

3 конкурс.

Внимание! Поступило сообщение «SOS!».

В море тонет корабль – рыбацкая шхуна. Её координаты 46º с.ш.; 10º з.д. Отметьте координаты на контурной карте, проложите кратчайший маршрут и решите, плыть на помощь или нет. Если поплывёте – потеряете 2 дня пути. Суровое условие. Но жизнь ещё суровей – надо выбирать. Для тех, кто отказался плыть на помощь: в Атлантике шторм. 2 дня ваш корабль швыряло из стороны в сторону и ещё 2 дня ушло на ремонт корабля. Всего потеряли 4 дня, отказав в помощи терпящим бедствие. Не зря говорится: «Сам погибай, а товарища выручай».

4 конкурс. Остановка «Опасные рифы».

Задача: разгадать кроссворд из 5 слов.

За верный ответ: 5 дней пути.

5 конкурс. Остановка «Весёлый ветер»

«Морские волки»

«Искатели приключений»

  1. Что означает слово «география»
  2. Первый, кто совершил кругосветное плавание?
  3. Что называется планом местности?
  4. Что значит уметь ориентироваться?
  5. Какие карты показывают большее число объектов: крупно– или мелкомасштабные?
  6. Какова форма Земли?
  7. Как называются географические координаты?
  1. Первооткрыватель Нового Света
  2. Что такое экватор
  3. Каким прибором измеряют  относительную высоту?
  4. Длина окружности экватора
  5. Что такое азимут?
  6. Чем меридиан отличается от параллели?
  7. Что такое горизонтали?

За каждый верный ответ – день пути (максимум 7 дней).

6 конкурс.

Ребята, остров совсем рядом. Да вот беда: оба корабля случайно наскочили на рифы. На судах опасная течь. Её быстро нужно устранить. Срочно перенесите всё ценное в шлюпки! Начнём с капитанов, ведь они главные на корабле, им придётся потрудиться. Команды поддерживают капитанов!

Капитаны на 1 ноге (загнув другую ногу рукой назад), руки за спину, зубами со стола переносят по 1 конфете в свою команду. (1 день)

Команды: по 1 добровольцу (с завязанными глазами) собирают фрукты, рассыпанные на полу,  в свои корзины. (1 день)

Жюри подсчитывает дни пути для каждой команды. У кого больше дней – тот выиграл гонку к острову. Эта команда продолжает игру. Проигравшая команда попадает в течение «Выдивон», её уносит далеко от острова. Проигравшая команда занимает места зрителей.

7 конкурс. Для команды – победителя

На слайде открывается карта острова. Вы молодцы, преодолели все препятствия и долгие дни плавания, но испытания продолжаются.

Задание: Опишите по плану острова Сокровищ, где закопан клад (Х), на какой высоте? С какой стороны легче подплыть к берегу и безопасно подняться на вершину холма? Опишите путь с «с-юг», с «з-в».

Поздравляем, вы на острове!

Проверим, как вы умеете ориентироваться. И сумеете ли найти клад старого пирата Бонса?

А как это сделать?

В нашем кабинете географии спрятана секретная пиратская записка, именно в ней указано, где лежит сокровище. Чтоб достать записку, 1 член команды встаёт в нарисованный мелом круг со знаком (Х) на полу, ему выдаётся компас и карандаш.

Задание: из данной точки найти азимут =120º.

(Пройдя по нужному азимуту, например, до цветочного горшка, участник команды находит записку)

Содержание записки:

«…Встань под «светилами науки»
Меж двух светящихся огней.
Пройди на «ост» шагов с десяток,
И к Родине спеши своей.
Не медли, уж удача рядом.
Вновь на восток ты следуй взглядом:
Лощиной узкою пройдёшь,
Что ищешь, вскоре в ней найдёшь!»

Участники находят сундук (коробку) с призом.

4. Подведение итогов. Награждение команд.

Молодцы, ребята! Спасибо, что доставили огромное удовольствие от игры и общения с вами.

Жюри угощается конфетами, а попавшая в течение «Выдивон» команда – отдыхом на соседнем острове и поощрительными призами.

Спасибо за внимание!