Цель урока: ознакомление с развитием и уходом за ребенком от 0 до 1 года
Задачи:
1. Познакомить учащихся:
- с анатомо-физиологическими особенностями тканей и органов грудного ребенка;
- с этапами развития движений и психики первого года жизни ребенка;
- с правилами пеленания и купания;
- кормления;
- с гимнастикой;
- с санитарно-гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.
2. Научить учащихся пеленать грудного ребенка;
3. Выполнить аппликацию на нагруднике.
4. Воспитывать любовь к детям.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- наглядно-иллюстративные;
- проблемно-диалогический метод.
Методы проведения занятий:
- беседа с объяснением нового материала;
- практическая работа учащихся;
- показ наглядностей;
- демонстрация трудового приема.
Межпредметные связи:
- история,
- музыка,
- медицина.
Материально-техническое оснащение:
- инструменты личного пользования;
- ткань х/б, ткань клеевая, иглы, наперсток, утюг, гладильная доска;
- карты инструкционные по аппликации;
- иллюстрации, рисунки и фотографии;
- демонстрация готовых изделий.
Тип урока:
комбинированный.Ход занятия
I. Организационный момент:
- приветствие учащихся,
- проверка готовности к занятию.
II. Введение в тему урока.
Звучит музыка. (песня “Спят усталые игрушки”)
На фоне музыки: (Мама с дочкой сидят на диване и разглядывают семейный альбом.)
Мама:
Доченька, а давай-ка мы с тобой посмотрим альбом с фотографиями.Дочка:
Какая бабушка здесь молодая! Симпатичная! А дедушка просто красавчик!Мама:
А это их свадьба.Дочка:
А это кто?Мама:
Это я. Мне здесь всего 1 годик.А здесь мне 5 лет; это я уже в школу пошла; школу закончила.
На этой фотографии мне 18 лет. А это моя свадьба.
Дочка:
мам, смотри, а это я! Такая маленькая!Мама:
просто кукла!Дочка:
мам, расскажи, а какая я была когда родилась?!Мама:
Доченька, ты была такая маленькая! Вес у тебя был 2кг 900г., но мальчики рождаются крупнее, до 4,5кг. Рост у тебя был 50 см и головка маленькая 32 см по окружности, а кожа – бледно-розовая, эластичная, волосики на головке маленькие – см 2. Тогда ты еще ничего не понимала, могла только глотать, чихать, сосать, громко кричать, ручками, ножками хаотично двигать.Мама:
время летит быстро. Пройдет несколько лет, и ты закончишь школу. Пойдешь в институт продолжать обучение, а там и замуж надумаешь. Дети пойдут...Дочка:
мам, а как нужно ухаживать за маленькими детьми?Мама:
Это было так давно, что я уже все забыла. Давай-ка лучше мы с тобой посмотрим передачу “О самых маленьких”. Там уж точно есть чему поучиться.III. Изложение нового материала.
Телеведущая: Добрый вечер, дорогие телезрители! Начинаем еженедельную программу “О самых маленьких”.
С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.
Сегодня мы расскажем вам об этапах развития движений и психики ребенка первого года жизни, о правилах пеленания и купания, кормления грудного ребенка, с гимнастикой, с санитарно- гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.
Для беседы с вами мы пригласили в студию ведущих специалистов в области охраны материнства и детства.
- Итак, я передаю слово главному психологу нашего города (Ф.И.О. ученицы), которая познакомит нас с этапами развития движений и психики ребенка первого года жизни.
Психолог:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
Спасибо вам, за такую подробную информацию.- Продолжаем нашу передачу. Хочу представить вашему вниманию главного специалиста санитарно-эпидемиологического центра гигиены и здоровья (Ф.И.О. ученицы).
Здравствуйте. Расскажите нам, пожалуйста, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при уходе за ребенком?
Главный специалист центра:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
Спасибо. До следующей встречи.- В нашу передачу часто приходят письма, в которых вы, дорогие телезрители просите нас ответить на вопрос: Какой должна быть комната новорожденного?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы пригласили в студию ведущего дизайнера салона “Интерьер и дизайн” (Ф.И.О. ученицы).
Дизайнер:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
Благодарим за интересный рассказ.
- Продолжаем отвечать на письма телезрителей. Многих родителей интересует вопрос: Какой должна быть кроватка или колыбель малыша? Ответить на наши вопросы охотно согласился мастер “Золотые руки” учащийся 11 а класса нашей школы (Ф.И. ученика) и ученица 11 класса (Ф.И. ученицы).
(Рассказывают о колыбели)
Телеведущая:
Присылайте заказы по телефону: 00-00-00.Выбор остается за вами. Большое спасибо.- А мы двигаемся дальше. Кроватка у нас уже есть. А как же ее заправлять? О том, как это сделать правильно, нас познакомит продавец-консультант супермаркета “Детский мир” (Ф.И.О. ученицы).
Продавец-консультант:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
Дорогие телезрители! 6. У нас в гостях главный педиатр детской поликлиники №1 (Ф.И.О. ученицы). Расскажите, какие предметы для ухода за ребенком необходимо иметь дома?
Педиатр:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
- О том, какая одежда может понадобиться ребенку первого года жизни, вас проинформирует ведущий модельер - художник детской одежды ателье “Золушка” (Ф.И.О. ученицы).
Художник-модельер:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
- А сейчас мы предлагаем вашему вниманию репортаж из родильного дома, который подготовила наш корреспондент (Ф.И.О ученицы).
Итак, репортаж с места событий о том, как правильно пеленать новорожденных (видеозапись из роддома).
Корреспондент:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
9. Дорогие телезрители. Вы спрашиваете нас, как правильно купать ребенка? Проконсультировать нас по этому вопросу мы попросили старшую медицинскую сестру детского оздоровительного центра “Солнышко” (Ф.И.О. ученицы).Медсестра:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
О том, как проходит день малыша, нам расскажет исследователь народных традиций и обычаев (Ф.И.О. ученицы).Хранитель:
(См. Приложение 1)Телеведущая:
дорогие взрослые. Думаю, что вы получили ответы на многие вопросы об уходе за ребенком в возрасте от 0 (нуля) до 1 (года).На этом наша передача закончена. До свидания, до новых встреч в эфире!
С вами была (Ф.И. ученицы).
Дочка:
Мам, какая поучительная передача! Теперь я так много знаю!Мама:
Думаю, доченька, что эти знания пригодятся тебе в будущем.Учитель:
Думаю, что и вы внимательно слушали советы специалистов и сейчас без труда справитесь с практической работой.IV. Закрепление полученных знаний на практике.
Задание 1. У вас на столе лежат образцы тканей. Рассмотрите их и определите, какие из них можно использовать для изготовления пеленок, распашонок и чепчиков для новорожденных. Ответ обоснуйте.
- Кто знает, почему мальчиков перевязывают голубой лентой, а девочек розовой?
- О том, что главной одеждой новорожденных являются пеленки, знают абсолютно все буквально с пеленок, а вот о том, какие существовали на Руси традиции, связанные с одеждой новорожденного, знают весьма немногие.
Самой первой пеленкой, в которую принимали только что родившегося младенца, была рубаха отца, причем непосредственно с него снятая. Считалось, что только в этом случае ребенок будет здоров, не будет плакать, а отец будет жалеть его.
- Существовал и другой обычай, по которому новорожденного малыша не одевали в рубашечки до крещения, а заворачивали только в пеленки и обвязывали свивальником – полоской ткани длиной – 2 метра и шириной 10 см. Для пеленок и свивальника брали поношенные старые рубахи и другие части одежды. При этом использовалась только взрослая одежда, так как полагали, что ребенок непременно унаследует положительные качества близких родственников.
Задание 2.
Учитель: Предлагаю вам еще раз посмотреть, как нужно пеленать ребенка, а затем каждая может попробовать запеленать куклу (показывает учитель).
(Каждая ученица пеленает куклу, другие ученицы выполняют тест).
- Для закрепления нового материала предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 2)
Задание 3.
- Наверно, каждый со мною согласится, что человек, у которого есть мама – счастливый человек. К сожалению, есть дети, у которых нет мамы.
Наша школа регулярно оказывает посильную помощь городскому дому ребенка. Поэтому мы решили с девочками изготовить и подарить нагрудники - слюнявчики для малышей, которые там находятся.
- С чего мы начали? (изготовили выкройку нагрудника из бумаги)
- Что уже сделали? (выкроили нагрудник из ткани, обработали срезы косой бейкой)
- Что осталось выполнить? (аппликацию на нагруднике)
- С помощью чего мы будем выполнять аппликацию? (с помощью двустороннего клеевого материала и утюга)
- Мы будем выполнять предметную аппликацию, которая обычно используется при изготовлении детской одежды.
- Давайте рассмотрим инструкционную карту выполнения аппликации.
(См. приложение 3).
- Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, утюгом.
Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют аппликацию.
(Во время выполнения практической работы звучит спокойная музыка).
VI. Анализ и оценка работ учащихся:
- Итак, с чем вы сегодня познакомились на уроке? Что узнали нового?- Чему научились?
- Сегодня на уроке очень хорошо работали ...(оценка 5)
- Оценка 4 - ....
За практическую работу следующие оценки - ....
VII. Домашнее задание.
- Принести ...
- Выучить...