Особенность: Изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации «Средневековая литература и искусство» и прослушивание аудиозаписи «Белый шиповник» А.Рыбникова, «Молитва Француза Вийона» Г.Хомчик, «Баллада о любви» – В.Высоцкого.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать представления у учащихся о средневековой литературе и искусстве.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с жанрами средневековой литературы, художественными произведениями, стилями архитектурных памятников средневекового искусства, подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные и музыкальные произведения этого времени.
- Развивающие: продолжать формировать умения анализировать различного рода произведения, сопоставлять и делать выводы.
- Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, милосердия, доброты, взаимного уважения.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, презентация в Power Point, картинки архитектурных строений (готический и романский храм), раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляет тему урока.
Слайд №1 (Презентация)
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературе и искусстве средневековья.
– Скажите, что бы вы хотели узнать на уроке по нашей теме? (Дети отвечают и совместно учителем формируются цели урока)
Слайд №2
– Цель нашего урока: познакомиться с выдающимися произведениями литературы, скульптуры, архитектуры. Понять, что ценили люди того времени, что их огорчало, а что радовало, к чему они стремились.
Проблемный вопрос:
– Ребята, в конце урока вы должны ответить на вопрос: Какие ценности средневекового человека воспевались в литературе и искусстве? Слайд №3
– У нас есть специальные сердечки, на которых вы в конце урока должны записать ценности средневекового человека
II. Изучение нового материала.
– Запишите тему урока и план в тетради. Слайд №4
– Как вы думаете, о чем могли писать в средневековье, какие виды литературы распространялись? (ответы учащихся)
1. Рыцарская литература
Рассказ учителя о рыцарской литературе: В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты-певцы назывались – трубадурами. Среди поэтов встречались короли, знатные феодалы, но было много рыцарей. Был создан образ рыцаря рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались не только верность сеньору, щедрость. Благородство – рыцарь должен быть изящным, вежливым. Привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, ухаживать за женщинами. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне, божьей матери и земной прекрасной женщине. Рыцарская поэзия создавалась на родном языке. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы.
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверы и миннезингеры (певцы любви). Слайд №5
Термины, выделенные жирным шрифтом, записываются учащимися в тетрадь.
Слайд №6
В это же время возникли рыцарские романы и повести. Очень популярная легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды. Тристан был верен своему королю, поэтому не мог открыто любить Изольду. Поверив ложному донесению о смерти Изольды, сердце рыцаря разорвалось. Найдя возлюбленного умершим, Изольда обняла бездыханное тело и тоже умерла. По велению короля Марка рыцаря Тристана и Изольду похоронили в одной часовне. Вскоре из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, и перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Трижды король приказывал срезать этот куст, но всякий раз он являлся на следующий день, столь же прекрасный, что и прежде.
Слайд №7, 8
Чтобы лучше прочувствовать, понять, рыцарскую литературу, послушайте современное музыкальное произведение Алексея Рыбникова, Андрея Вознесенского «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и. Авось» на стихи рыцарской литературы. Слайд №9
Какие ценности жизни воспевались в произведениях рыцарской литературы? (ответы учащихся)
Городская и крестьянская литература.
Слайд №10
– Другой жанр средневековой литературы – городская и крестьянская литература. Горожане любили короткие рассказы, басни на бытовые темы. Их героями чаще становились ловкий и хитрый бюргер или находчивый, веселый крестьянин. Они оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.
Широко распространялась в это время поэзия вагантов, стихи вагантов (бродяг).
Слайд №11
Опережающее задание. Сообщение о вагантах. Приложение 1
Кого называли вагантами, и какие ценности воспевали они?
– Особенно прославился своими стихами Франсуа Вийон. Его стихи – это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями. Он часто говорил о власти смерти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он меньше всего был праведником и аскетом. В наше время положена музыка на стихи Француза Вийона. Слайд №12
– Давайте послушаем песню в исполнении Галины Хомик « Молитва Франсуа Вийона»
– Ребята, что вы почувствовали? Что хотел сказать автор?
– Были в средние века произведения, которые вошли в мировую литературу. Одним из самых великих поэтов мыслителей был Данте Алигьери.
Сообщение учащегося о Данте Алигьери. Приложение 2. Слайд №13-17
Какие ценности жизни воспевал этот поэт?
2. Архитектура.
Работа по группам.1 группа – читает стр. учебника и отвечает на вопрос: Какие характерные черты романского храма? (учитель дополняет Слайд №18-22)
2 группа – читает стр. учебника и отвечает на вопрос: Какие черты готического храма? (учитель дополняет Слайд №23-28)
Задание на закрепление материала: Составить коллаж и объяснить свой выбор.
Каждой группе учащихся дается набор картинок и готического и романского стиля архитектуры.
1 группа – составляют коллаж готического храма
2 группа – составляют коллаж романского храма. Приложение 3
3. Скульптура
Работа в парах. «Средневековая скульптура». Приложение 4
– Чем отличается средневековая скульптура от античной? Слайд №29-30
III. Возвращение к проблемному вопросу. Вывод урока
– Ребята, какие же ценности средневекового человека воспевались в литературе, отражались в архитектуре и скульптуре?
Учащиеся на сердцах пишут одну из ценностей средневекового человека, называют ее и прикрепляют к доске.
Учитель: Не надо думать, что тема « Литература и искусство Средневековья» уводит нас в глубь веков и не имеет никакого отношения к современности. Такие понятия, как честь, верность, благородство, истинная любовь, актуальны во все времена. Возвышенное представление о любви, прославление рыцарских доблестей звучит, например, в балладах Владимира Высоцкого. « Баллада о любви» Высоцкого утвердит нас в мысли, что время рыцарей не прошло, что вечные ценности не стареют. Слайд №31
Прослушивание В.Высоцкого « Баллада о любви».
IV. Закрепление. Выполнение теста. Приложение 5
Самопроверка выполнения теста. Слайд №32
V. Рефлексия. Слайд №33
– Ребята, мне хочется, чтобы вы дополнили предложения и высказали свои впечатления.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно …
- Я понял, что …
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
VI. Домашнее задание. §28 Слайд №34
Задание по выбору:
- Составить схему романского или готического храма в тетради
- Написать мини-сочинение «Путешествие по готическому храму»