Цели:
- провести неформальный срез знаний по информатике и ИКТ;
- пробудить любознательность учащихся;
- развивать умственную, познавательную и творческую деятельности учащихся;
- воспитывать волю к победе;
- прививать культуру поведения.
Задачи:
На экране или интерактивной доске: эмблема соревнования (Парусник) и маршрут игры с корабликами на магнитах (Приложение 1).
На белой или меловой доске: плакаты с координатными плоскостями (по одному для каждой команды, Приложение 2), поле “Счет” с названиями команд.
Музыка (шум прибоя, Приложение 3) звучит при входе участников и гостей в аудиторию или на протяжении всей игры.
Правила игры
От параллелей 8-9 классов выдвигаются команды. В составе каждой команды 4-5 человек. Класс может быть представлен несколькими командами. Каждая команда выбирает название и капитана, подготавливает эмблему своей команды с использованием графического редактора.
Соревнование состоит из трёх туров.
1-й тур разыгрывается в виде викторины: участникам задаются вопросы и команда, поднявшая флажок первой, отвечает на вопрос.
2-й тур представляет собой коллективное решение задач. Команда получает задания в письменном виде и на экране. Каждая задача оформляется и сдается жюри на отдельном листе, причем каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой задачи.
3-й тур состоит из двух заданий. Первое задание представляет собой интеллектуально-спортивную эстафету. Для каждой команды отдельно размещена координатная плоскость. Команда получает задание, после его решения становятся известны координаты точек, соединив которые, получается изображение. Члены команды поочередно по одному выходят к доске и на своих координатных плоскостях рисуют по одной точке каждый. Выигрывает та команда, которая первой построит изображение по точкам.
Второе задание заключается в решении кроссворда.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, гости нашего соревнования “Информационная регата”! Давайте поприветствуем друг друга.
В нашей игре сегодня участвуют несколько команд из разных классов (ведущий перечисляет названия команд).
Теперь о правилах игры (ведущий зачитывает правила игры).
I тур “Быстрее ветра” (1 правильный ответ = 1 балл)
- На расстоянии 100 метров друг от друга в один ряд выстроилось 7 кораблей в море. Какое расстояние между крайними кораблями? (600 метров)
- Отгадайте слово _К_ _ЕР (сканер)
- К какому виду памяти относится лазерный диск? (внешняя память)
- Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (7 свечей)
- Информация может быть числовой или зрительной? (числовой)
- В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой квадратной комнате кошек? (4 кошки)
- Назовите наименьшую единицу измерения информации. (бит)
- Является ли природа источником информации для человека? (является)
- Переставьте буквы, чтобы получилось слово: КОРОМНИФ (микрофон)
- Какие виды систем счисления бывают? (позиционные и непозиционные)
- Как называются сведения об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах? (информация)
- Какое число должно стоять вместо * в числовом ряду? 5,11,23,*,95,191. (47)
- Как называется неинформативная и бесполезная информация? (шум)
- Одна доска весит 1 кг и еще полдоски. Сколько весит одна доска? (2 кг)
- Радио - это источник или приемник информации? (источник)
- Сколько байт в двух мегабайтах? (2048 байт)
- Как называется преобразование представления информации из одной символьной формы в другую? (кодирование)
- Продолжите ряд устройств: микрофон, сканер, мышь ... (клавиатура, джойстик и другие устройства ввода информации)
- Как называются процессы поиска, хранения, передачи и обработки информации? (информационные процессы)
- “Юзер” - это программист, “взламывающий” чужие программы, или пользователь компьютера? (пользователь компьютера)
II тур “Штурм”
Задание 1 “Остров сокровищ” (5 баллов)
На затонувшей старинной каравелле были найдены шесть мешков с золотыми монетами. В первых четырех мешках оказалось соответственно 60, 30,20, и 15 золотых монет. Когда подсчитали монеты в оставшихся двух мешках, кто-то заметил, что число монет в мешках подчиняется некой закономерности. Приняв это к сведению, назовите, сколько монет в пятом и шестом мешках. (60*1/2=30, 30*2/3=20, 20*3/4=15, 15*4/5=12, 12*5/6=10)
Задание 2 “Волна 12 баллов” (1 правильный ответ = 1 балл)
В каждой из приведенных групп терминов один термин является “лишним”. Найдите его:
- Бейсик, английский, Си, Паскаль, Фортран. (английский)
- Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель. (драйвер)
- Дискета, CD-ROM, таймер, винчестер, магнитная лента. (таймер)
- Вирус, синус, косинус, тангенс. (вирус)
- Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, компьютерная мышь. (регистр)
- Оператор цикла, оператор присваивания, драйвер принтера, оператор ввода данных. (драйвер принтера)
- Альфа, мягкий знак, омега, гамма, пи. (мягкий знак)
- Клетчатый, красный, зеленый, синий. (клетчатый)
- “Пробел”, “Агат”, “Esc”, “Enter”, “backspace”. (“Агат”)
- 0,5; 1; 12334; 87654; 0; 111. (0,5)
- Сантиметр, килобайт, бит, терабайт. (сантиметр)
- Access, Pascal, Excel, Word. (Pascal)
Задание 3 “Заколдованная сторона” (1 правильный ответ = 1 балл)
Подпишите входы и разъемы на задней панели системного блока.
III тур “Информационный лабиринт”
Задание 1 “Шаг за шагом” (1 правильная точка = 2 балла)
В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. Рисунок изобразите на доске.
№ точки | Координаты точки | (X;Y) | |
X | Y | ||
1 | 1102 | 1002 | |
2 | 12 | 1002 | |
3 | 1002 | 12 | |
4 | 10002 | 12 | |
5 | 10012 | 112 | |
6 | 10012 | 1002 | |
7 | 1102 | 1002 | |
8 | 1002 | 1012 | |
9 | 112 | 1112 | |
10 | 1002 | 10012 | |
11 | 1102 | 10102 | |
12 | 1102 | 1002 |
Задание 2 “Ключ к победе” (1 правильный ответ = 2 балла)
Вписав в кроссворде по вертикали ответы на приведенные вопросы, в рамке, выполненной из утолщенных линий, получите слово, за которое можно получить дополнительные 10 баллов. (Приложение 4)
Ведущий: Спасибо за увлекательную игру!