Задачи урока:
- Образовательные:
- выявить понятие науки о природе (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология);
- Познакомить с физическими приборами: динамометром, весами, электрической лампой, реостатом, амперметром, вольтметром.
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса к естественным наукам;
- развитие логического, абстрактного мышления;
- развитие навыков работы с приборами;
- развитие памяти; слуховой, зрительной.
- Воспитательные:
- воспитание личности через работу в коллективе (команде);
- воспитание чувства ответственности учащегося за работу в коллективе.
Мотивационная модель-игра:
Две команды путешественников восходят на пик знаний, уровень знаний команд выясняется на привалах, т.е. в процессе восхождения.
Оборудование: лабораторная электрическая лампочка, соединительные провода, ключ для электрической цепи, магнитная доска, амперметр, вольтметр, реостат, весы, магнит полосовой, магнитная стрелка, два яйца: сырое и вареное, вода: простая и соленая, емкости для воды, бумажная модель цветка, воздушные шарики, пластмассовые бутылки различной формы и емкости, электрическая лампа, банка из-под кофе, листы с определениями, листы с заданиями для игры: бланки отчета.
Оформление кабинета
Доска: плакат для игры, «Восхождение на пик знаний»; рисунок большой медведицы, листы с отделениями линейных наук.
Кафедра: оборудование для опытов.
Парта: листы с определениями, листы с заданиями для игры, бланки отчета.
Деятельность учителя и ученика
1. Вступление (3 мин.)
Учитель объясняет цель урока.
Ученики слушают и знакомятся с печатным
материалом.
2. Знакомство с маршрутом путешествие (3 мин.)
Учитель знакомит с плакатами на доске, объясняет цель и последовательность путешествия. Ученики знакомятся с целью и последовательностью путешествия,
3. Знакомство с определениями основных наук о природе (в процессе путешествии)
Учитель называет область путешествия.
Ученики зачитывают это определение.
4. Опыты (в процессе путешествия)
Учитель знакомит с опытами, соответствующими
области естественных наук, помогает ученикам в
демонстрации опытов и их объяснении.
Ученики участвуют в показе опытов, дают
объяснения явлений, рисунков.
5. Игра "Восхождение на пик знаний" (в процессе путешествия)
Учитель объясняет ход игры и порядок контроля
ответов.
Ученики разбиваются на две команды, выбирают
капитанов, участвуют в игре, оформляют бланки
отчета,
6. Подведение итогов игры (3 мин.)
Учитель обращает внимание на количество
правильных ответов
Ученики подсчитывают баллы, набранные во время
игры и в объяснениях опытов,
7. Подведение итогов урока (3 мин.)
Учитель подводит итоги урока, поощряет наиболее активных учеников.
ХОД УРОКА
1. Вступление учителя
Цели:
- познакомить учащихся с формой урока,
- заинтересовать их, «приглашая в путешествие».
2. Знакомство с маршрутом путешествия: Астрономия, физика, химия, биология, география, экология,
3. Знакомство с определениями основных наук о природе. (Определения записаны на отдельных листax. Ученики зачитывают определения.)
4. Опыты
5. Игра: «Восхождения на пик Знаний»
6. Подведение итогов игры. (Во время игры ученики получают жетоны за правильные ответы)
7. Подведение итогов урока
Перечень опытов:
1. Собрать электрическую цепь.
2. Лампочка в банке
3. Шарики к бутылке.
4. Мыльные пузыри.
5. Монета в стакане.
6. Прищепка в стакане.
7.Сырое яйцо в воде.
8. Возраст рыбы с помощью рыбной чешуи.
9. Компас и магнит.
10. Сырое яйцо и вареное.
11. Марганцовка в воде.
Перечень вопросов для команд.
Команда «Знатоков»:
1. Небесное тело Солнце:
А) планета;
Б) звезда;
С) спутник,
2) Можно ли сварить яйцо на Марсе?
3) Почему Марс красного цвета?
4) Куда зайцу легче бежать: с горы или в гору?
5) Одинаковые ли глаза у кошки днем и ночью?
6) В каком море не утонет человек, даже не умеющий плавать?
7) Почему город Москва так называется?
8) Какие организмы исчезают ежегодно из-за человека?
Ответы:
1) звезда;
2) нет, т.к. на Марсе вода кипит при более низкой
температуре, чем свернется белок;
3) из-за окалины железа;
4) в гору, так как задние лапы длиннее;
5) днем – уже;
6) в мертвом, из-за соли;
7) мокрое место, влага;
8) крокодилы, черепахи...
Вопросы для команды «Эрудитов»:
1) Небесное тело Солнце состоит:
A) из железа,
Б) из водорода и гелия,
B) из никеля,
2) Можно ли сварить сосиски высоко вгорах?
3) Почему человек зевает?
4) Чем стрекочет кузнечик?
5) Можно ли назвать паука насекомым?
6) Какая птица не летает и где она живет?
7) Какие вы знаете цветные моря?
8) Почему гибнут кораллы?
Ответы:
1) из водорода и гелия;
2) нет, т.к. температура кипения воды ниже 100
градусов по Цельсию.
3) чтобы выдохнуть углекислый газ;
4) на ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки
(сила трения);
5) нет, т.к. у него 8 ног (не 6);
6) пингвин, в Антарктиде;
7) Красное, Черное, Белое, Мраморное;
8) из-за загрязнения морей.
Заключение:
Песня:
Расстаемся, друзья. Хорошо нам было вместе.
Будем Землю беречь.
До свидания, до новых встреч!
Используемая литература:
- Методика преподавания физики в средней школе Э.Е.Эвенчик, С.Я.Шамаш. Москва «Просвещение» 1986 год.
- Качественные задачи по физике М.Е.Тульчинский, Москва «Просвещение» 1972 год.
- Физика в живой природе И.М.Варикаш, «Минск» 1976 год.
- Часы занимательной зоологии Т.И.Жукова Москва «Просвещение» 1986 год.
- Физик в гостях у биолога К.Ю.Богданов Москва «Наука» 1986 год.
- Забавная физика Л.Гальперштейн Москва «Детская Литература» 1984 год.
- Учебник Природоведение А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Дрофа» 2001 год.
- Ресурсы Интернет.
- Журнал Физика №2 2011 год страница 17 «Давление» издательский дом «Первое Сентября».
- Журнал Физика №10 2006 год стр.11 «Восхождение на пик Знаний» издательский дом «Первое Сентября».
Приложения
Стихи об экологии.
1.
Под Новый год пушистым снегом
Покрыло в Сходне все тропинки.
Куда не глянь - все в цвете белом,
И вьются в воздухе снежинки.
2.
Но на протоптанной дорожке
Вписались вдруг иного цвета
Слюды нарезанные крошки
От ярких пищевых пакетов.
3.
Природе портит в обновлении
Наш каждый брошенный пакет.
Дадим пред новым поколением
За экологию ответ.
БИОЛОГИЯ – наука о живой природе
ФИЗИКА – наука о природе.
ЭКОЛОГИЯ – Наука о связях между организмами и окружающей средой, между человеком и природой.
ГЕОГРАФИЯ – Земле; океаны, моря, материки, горы, страны, города – вот что изучает география.
ГЕОЛОГИЯ – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.
ХИМИЯ – наука о веществах и их превращениях.
АСТРОНОМИЯ – наука о небесных телах.