"Путешествие в царство естественных наук." 6-й класс

Разделы: Физика

Класс: 6


Задачи урока:

  • Образовательные:
    • выявить понятие науки о природе (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология);
    • Познакомить с физическими приборами: динамометром, весами, электрической лампой, реостатом, амперметром, вольтметром.
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса к естественным наукам;
    • развитие логического, абстрактного мышления;
    • развитие навыков работы с приборами;
    • развитие памяти; слуховой, зрительной.
  • Воспитательные:
    • воспитание личности через работу в коллективе (команде);
    • воспитание чувства ответственности учащегося за работу в коллективе.

Мотивационная модель-игра:

Две команды путешественников восходят на пик знаний, уровень знаний команд выясняется на привалах, т.е. в процессе восхождения.

Оборудование: лабораторная электрическая лампочка, соединительные провода, ключ для электрической цепи, магнитная доска, амперметр, вольтметр, реостат, весы, магнит полосовой, магнитная стрелка, два яйца: сырое и вареное, вода: простая и соленая, емкости для воды, бумажная модель цветка, воздушные шарики, пластмассовые бутылки различной формы и емкости, электрическая лампа, банка из-под кофе, листы с определениями, листы с заданиями для игры: бланки отчета.

Оформление кабинета

Доска: плакат для игры, «Восхождение на пик знаний»; рисунок большой медведицы, листы с отделениями линейных наук.

Кафедра: оборудование для опытов.

Парта: листы с определениями, листы с заданиями для игры, бланки отчета.

Деятельность учителя и ученика

1. Вступление (3 мин.)

Учитель объясняет цель урока.
Ученики слушают и знакомятся с печатным материалом.

2. Знакомство с маршрутом путешествие (3 мин.)

Учитель знакомит с плакатами на доске, объясняет цель и последовательность путешествия. Ученики знакомятся с целью и последовательностью путешествия,

3. Знакомство с определениями основных наук о природе (в процессе путешествии)

Учитель называет область путешествия.
Ученики зачитывают это определение.

4. Опыты (в процессе путешествия)

Учитель знакомит с опытами, соответствующими области естественных наук, помогает ученикам в демонстрации опытов и их объяснении.
Ученики участвуют в показе опытов, дают объяснения явлений, рисунков.

5. Игра "Восхождение на пик знаний" (в процессе путешествия)

Учитель объясняет ход игры и порядок контроля ответов.
Ученики разбиваются на две команды, выбирают капитанов, участвуют в игре, оформляют бланки отчета,

6. Подведение итогов игры (3 мин.)

Учитель обращает внимание на количество правильных ответов
Ученики подсчитывают баллы, набранные во время игры и в объяснениях опытов,

7. Подведение итогов урока (3 мин.)

Учитель подводит итоги урока, поощряет наиболее активных учеников.

ХОД УРОКА

1. Вступление учителя

Цели:

  • познакомить учащихся с формой урока,
  • заинтересовать их, «приглашая в путешествие».

2. Знакомство с маршрутом путешествия: Астрономия, физика, химия, биология, география, экология,

3. Знакомство с определениями основных наук о природе. (Определения записаны на отдельных листax. Ученики зачитывают определения.)

4. Опыты

5. Игра: «Восхождения на пик Знаний»

6. Подведение итогов игры. (Во время игры ученики получают жетоны за правильные ответы)

7. Подведение итогов урока

Перечень опытов:

1. Собрать электрическую цепь.
2. Лампочка в банке
3. Шарики к бутылке.
4. Мыльные пузыри.
5. Монета в стакане.
6. Прищепка в стакане.
7.Сырое яйцо в воде.
8. Возраст рыбы с помощью рыбной чешуи.
9. Компас и магнит.
10. Сырое яйцо и вареное.
11. Марганцовка в воде.

Перечень вопросов для команд.

Команда «Знатоков»:

1. Небесное тело Солнце:

А) планета;
Б) звезда;
С) спутник,

2) Можно ли сварить яйцо на Марсе?

3) Почему Марс красного цвета?

4) Куда зайцу легче бежать: с горы или в гору?

5) Одинаковые ли глаза у кошки днем и ночью?

6) В каком море не утонет человек, даже не умеющий плавать?

7) Почему город Москва так называется?

8) Какие организмы исчезают ежегодно из-за человека?

Ответы:

1) звезда;
2) нет, т.к. на Марсе вода кипит при более низкой температуре, чем свернется белок;
3) из-за окалины железа;
4) в гору, так как задние лапы длиннее;
5) днем – уже;
6) в мертвом, из-за соли;
7) мокрое место, влага;
8) крокодилы, черепахи...

Вопросы для команды «Эрудитов»:

1) Небесное тело Солнце состоит:

A) из железа,
Б) из водорода и гелия,
B) из никеля,

2) Можно ли сварить сосиски высоко вгорах?

3) Почему человек зевает?

4) Чем стрекочет кузнечик?

5) Можно ли назвать паука насекомым?

6) Какая птица не летает и где она живет?

7) Какие вы знаете цветные моря?

8) Почему гибнут кораллы?

Ответы:

1) из водорода и гелия;
2) нет, т.к. температура кипения воды ниже 100 градусов по Цельсию.
3) чтобы выдохнуть углекислый газ;
4) на ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки (сила трения);
5) нет, т.к. у него 8 ног (не 6);
6) пингвин, в Антарктиде;
7) Красное, Черное, Белое, Мраморное;
8) из-за загрязнения морей.

Заключение:

Песня:

Расстаемся, друзья. Хорошо нам было вместе. Будем Землю беречь.
До свидания, до новых встреч!

Используемая литература:

  1. Методика преподавания физики в средней школе Э.Е.Эвенчик, С.Я.Шамаш. Москва «Просвещение» 1986 год.
  2. Качественные задачи по физике М.Е.Тульчинский, Москва «Просвещение» 1972 год.
  3. Физика в живой природе И.М.Варикаш, «Минск» 1976 год.
  4. Часы занимательной зоологии Т.И.Жукова Москва «Просвещение» 1986 год.
  5. Физик в гостях у биолога К.Ю.Богданов Москва «Наука» 1986 год.
  6. Забавная физика Л.Гальперштейн Москва «Детская Литература» 1984 год.
  7. Учебник Природоведение А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Дрофа» 2001 год.
  8. Ресурсы Интернет.
  9. Журнал Физика №2  2011 год страница 17 «Давление» издательский дом «Первое Сентября».
  10. Журнал Физика №10 2006 год стр.11 «Восхождение на пик Знаний» издательский дом «Первое Сентября».

Приложения

Стихи об экологии.

1.
Под Новый год пушистым снегом
Покрыло в Сходне все тропинки.
Куда не глянь - все в цвете белом,
И вьются в воздухе снежинки.
2.
Но на протоптанной дорожке
Вписались вдруг иного цвета
Слюды нарезанные крошки
От ярких пищевых пакетов.
3.
Природе портит в обновлении
Наш каждый брошенный пакет.
Дадим пред новым поколением
За экологию ответ.

БИОЛОГИЯ – наука о живой природе

ФИЗИКА – наука о природе.

ЭКОЛОГИЯ – Наука о связях между организмами и окружающей  средой, между человеком и природой.

ГЕОГРАФИЯ – Земле; океаны, моря, материки, горы, страны, города – вот что изучает география.

ГЕОЛОГИЯ – наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

ХИМИЯ – наука о веществах и их превращениях.

АСТРОНОМИЯ – наука о небесных телах.