Открытый урок окружающего мира по теме "Пищевая цепь. С кем дружит дуб?" 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Организационный момент.

Здравствуйте, юные исследователи! Я рада, что мы снова вместе и продолжаем увлекательное путешествие по окружающему миру. Пожалуйста, посмотрите этот видеоклип и скажите, где будет продолжаться это путешествие.

1 слайд. «В мире животных» (Приложение 1)

Как прекрасен мир животных. А что мы с вами знаем о разнообразии животного мира?

2-3 слайд. «Какие бывают животные?»

Какие бывают животные по строению? (Одноклеточные и многоклеточные).
В строении тела животного может быть позвоночник, а может его и не быть. Значит, животные могут быть беспозвоночные и позвоночные. Помогите мне, пожалуйста, восстановить таблицу по описаниям групп животных и по фотографиям и картинкам их представителей.
Беспозвоночные и позвоночные.

Игра «Восстанови таблицу»

А ещё мы с вами узнали, что все животные питаются разной пищей.

4 слайд. Классификация по типу питания

На какие 4 группы можно разделить животных по типу питания.
Дети должны дать определения.

5 слайд. Игра «Последнее звено»

Что обозначает эта схема? (Цепь питания).

У вас на партах лежат картинки.

Задание: кто больше составит цепей питания. Работаете в парах, а это значит прислушиваться к мнению соседа. Каждый ряд составляет свои цепи питания.

6, 7, 8 слайд. Проверка.

На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что любая цепь питания всегда начинается с … (растения).

Серьёзные проблемы сегодня
Будем мы решать, наблюдать,
анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
С кем дружит дуб?
Это важно или нет?

А для этого мы должны отправиться на экскурсию в лес.
Закройте, пожалуйста, глазки, положите свои умные головушки на парты и послушайте звуки, которыми встречает нас лес.

9 слайд. Звуки леса.

Откройте глазки, потянитесь, сядьте хорошо. Вот мы и в лесу.
А знаете ли вы, как вести себя в лесу?
Я и не сомневалась.

Используя карточки, расскажите правила поведения в лесу.

А кто следит за порядком в лесу?

Наши лесники приготовили для вас интересные факты о дубе.

8-10 слайды. Сила и слабость дуба.

Что нового для себя вы узнали из рассказов ребят?

А ещё я скажу вам по секрету, что в гости к дубу ходил кот Маклай.
Он тоже узнал много интересного о дубе, о тех, кто с ним дружит, сделал много фотографий своим волшебным фотоаппаратом. Эти фотографии и свой рассказ он прислал нам.
У вас на партах лежит волшебная фотография дуба. Посмотрите на неё и скажите: почему она волшебная?
А ещё у нас есть необычные разноцветные кружочки, они помогут нам в дальнейшей работе.

11 слайд. Выезжает «С кем дружит дуб?»

Внимательно слушайте рассказ кота Маклая и отмечайте животных кружками разного цвета:

Зелёные – растительноядные
Синие – насекомоядные
Красные – хищные
Жёлтые – всеядные

Учитель отмечает вместе с детьми по ходу рассказа.

Рассказ кота Маклая.

А теперь посмотрите на наши фотографии. Они все расцвечены разными кружками и это очень нам поможет в составлении цепей питания дуба.
Какие из них вы можете назвать?

12 слайд. Сеть питания дуба.

Давайте проверим, все ли цепи питания мы назвали. Некоторые цепи питания у нас пересеклись. Как вы думаете, почему это произошло?

Работа по учебнику.

Откройте учебник с. 103.
Давайте познакомимся ещё с одним новым понятием. Невидимая пирамида.
Дети читают по цепочке.
Скажите мне, пожалуйста, что такое экологическая пирамида?

13 слайд. Групповая работа.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового о дубе. Но кроме дуба в лесу много других деревьев. Одно из них – ель. Я думаю, что теперь вы сами, как настоящие исследователи и знатоки природы, сможете выполнить следующие задания. (слайд)

У вас на партах лежат карточки с номерами. Это номер группы, в которой вы работаете. Пожалуйста, подойдите к столу с таким же номером.
Давайте познакомимся с заданиями.

Групповая работа.

Проверка. Каждая группа выбирает одного человека, который представляет их работу.

14 слайд. И.А.Крылов «Свинья под дубом».

А теперь давайте вернёмся к дубу и посмотрим, что там происходит.
Как вы думаете, какие черты характера высмеивает И.А.Крылов в своей басне?
Могут ли люди нанести вред природе? Что может произойти, если будут нарушены невидимые сети?

15 слайд.

Посмотрите на эти фотографии. Всё это мы наблюдали с ребятами в сентябре, когда ходили в поход. Как вы думаете, может ли то, что мы с вами видим повлиять на состояние природы?
Какое это будет влияние – положительное или отрицательное?
Как можно исправить эти нарушения?

16 слайд. Природоохранная деятельность.

Нам с вами пора возвращаться обратно. Я предлагаю вам ещё раз полюбоваться красотой русской природы.

17 слайд. «Красота».

Итог урока.

Вот мы с вами и в классе.
Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Что вы не знали, а сейчас знаете?
Какие задания показались вам наиболее интересными?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Д/З:

  1. Прочитать в учебнике с.100 – 104
  2. Выполнить задание в рабочей тетради с.47 № 1, 2
  3. Творческое задание: приготовить сообщение о любом животном, которое заинтересовало вас на этом уроке.

Рефлексия.

На доске изображены 3 человечка. Оцените свою работу. Кому на уроке было всё понятно, вы уверенно справлялись с заданиями. Прикрепите магнит весёлому человечку.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите свой магнит второму человечку.
Кому на уроке было очень трудно работать, прикрепите свою фишку грустному человечку.
Мне хочется сказать спасибо всем за работу.