Цель:
- общеобразовательная - знакомство с понятием “корень слова”;
- развивающая – учить находить в тексте “родственные слова” и выделять корень в слове, делать логические выводы;
- воспитательная – воспитывать усидчивость, внимательность.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Оборудование:
- Учебник С.В. Иванов. Русский язык 2 класс.
- Тетрадь. Русский язык. Пишем грамотно. 2 класс.
- Мультимедийный проектор
- Компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологическая установка.
- Прозвенел, друзья, звонок
- Начинается урок
- Если хочешь много знать,
- Надо потрудиться!
- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой соседа.
II. Чистописание.
Ааб Аав Ааг ...
Определите закономерность и продолжите ряд.
III. Актуализация знаний.
1. Работа в парах.
(на партах лежит конверт со словами).
- Игра “Третий лишний”.
(зачеркните лишнее слово).
Часовщик, час, часть
Белка, беленький, белить
Носильщик, нос, носатый
Проверка (по слайду). Часовщик – час, беленький – белить, нос – носатый.
- Как называются слова по группам, которые остались?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Проблемная ситуация.
Слова “компот”, “конфета”, “сахар” - родственные слова?
- Объясните свой ответ.
(У них нет одинаковой общей части слова).
- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников?
Давайте найдем им родственные слова и запишем их.
- Компот – компотик
- Варенье – вареный, отварить
- Сахар – сахарный, сахарница
- Докажите, что эти слова по группам родственные.
V. Физкультминутка.
Лесоруб рубил дрова:
Раз – два, раз – два !
Прямо постоял немножко,
Поскакал на правой ножке
И на левой поскакал.
Снова прямо постоял
И на место сел.
VI. Работа по учебнику.
- Чтение правила стр. 91.
- Самостоятельная работа. Упражнение 4, стр. 92 (по вариантам)
Выписать по группам однокоренные слова и выделить в словах корень.
Взаимопроверка: (слайд)
- лес, лесной, лесистый, лесник
- береза, березонька, березовый, березка
- липка, липовый, липонька, липа
- калиновый, калина, калинка, калинушка
- осинник, осина, осиновый, осинка
- дубок, дуб, дубняк, дубовый.
VII. Словарный диктант с секретом.
Комната, корова, молоко, ягода, помидор, концерт, язык
- Обведите карандашом ту, букву, на которую указывает цифра и запишите слово, которое получилось.
3, 2, 3, 3, 5, 4, 3.
(молодцы )
VIII. Итог урока.
- Почему нас так можно назвать?
IX. Домашнее задание.
Упражнение №1 или упражнение №2, стр. 91 по выбору.