"Корень как общая часть родственных слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • общеобразовательная - знакомство с понятием “корень слова”;
  • развивающая – учить находить в тексте “родственные слова” и выделять корень в слове, делать логические выводы;
  • воспитательная – воспитывать усидчивость, внимательность.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Оборудование:

  1. Учебник С.В. Иванов. Русский язык 2 класс.
  2. Тетрадь. Русский язык. Пишем грамотно. 2 класс.
  3. Мультимедийный проектор
  4. Компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологическая установка.

- Прозвенел, друзья, звонок

- Начинается урок

- Если хочешь много знать,

- Надо потрудиться!

- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой соседа.

II. Чистописание.

Ааб Аав Ааг ...

Определите закономерность и продолжите ряд.

III. Актуализация знаний.

1. Работа в парах.

(на партах лежит конверт со словами).

- Игра “Третий лишний”.

(зачеркните лишнее слово).

Часовщик, час, часть

Белка, беленький, белить

Носильщик, нос, носатый

Проверка (по слайду). Часовщик – час, беленький – белить, нос – носатый.

- Как называются слова по группам, которые остались?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Проблемная ситуация.

Слова “компот”, “конфета”, “сахар” - родственные слова?

- Объясните свой ответ.

(У них нет одинаковой общей части слова).

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников?

Давайте найдем им родственные слова и запишем их.

  • Компот – компотик
  • Варенье – вареный, отварить
  • Сахар – сахарный, сахарница

- Докажите, что эти слова по группам родственные.

V. Физкультминутка.

Лесоруб рубил дрова:
Раз – два, раз – два !
Прямо постоял немножко,
Поскакал на правой ножке
И на левой поскакал.
Снова прямо постоял
И на место сел.

VI. Работа по учебнику.

  1. Чтение правила стр. 91.
  2. Самостоятельная работа. Упражнение 4, стр. 92 (по вариантам)

Выписать по группам однокоренные слова и выделить в словах корень.

Взаимопроверка: (слайд)

- лес, лесной, лесистый, лесник

- береза, березонька, березовый, березка

- липка, липовый, липонька, липа

- калиновый, калина, калинка, калинушка

- осинник, осина, осиновый, осинка

- дубок, дуб, дубняк, дубовый.

VII. Словарный диктант с секретом.

Комната, корова, молоко, ягода, помидор, концерт, язык

- Обведите карандашом ту, букву, на которую указывает цифра и запишите слово, которое получилось.

3, 2, 3, 3, 5, 4, 3.

(молодцы )

VIII. Итог урока.

- Почему нас так можно назвать?

IX. Домашнее задание.

Упражнение №1 или упражнение №2, стр. 91 по выбору.