Разноуровневые задания по русскому языку

Разделы: Начальная школа


В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к. даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях.

Задания представлены на следующих уровнях:

  • 1 уровень – стартовый (минимально допустимый);
  • 2 уровень – базовый;
  • 3 уровень – продвинутый (творческий).

Орфография

1 уровень.

Вставь, где нужно, на конце имён существительных мягкий знак.

Реч..., товарищ..., вещ..., скрипач..., ключ..., помощ..., лож..., молодёж..., дрож..., малыш... .

Спишите, вставив, пропущенные буквы.

Суп с лапш...й, пришёл с врач...м, с добрым сердц...м, с железным ключ...м, острым нож...м, с нежной кож...й, мешок с пшениц...й, за шустрым зайц...м.

Придумайте и запишите три предложения, используя словосочетания из второго задания.

2 уровень.

Подберите подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.

Устная ..., летучая ..., тёмная ..., скорая ..., солнечный ..., острый ..., резиновый ..., горячая ... .

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже.

Справиться с (задача), остановиться перед (дача), спряталось за (туча), разговаривал с (продавец), с горячей (свеча), любоваться (пейзаж), с железным (ключ), пришёл с (врач).

Придумайте и запишите три предложения, используя словосочетания из второго задания.

3 уровень.

1. Подберите к данным словам однокоренные с шипящими на конце.

Ночной, молодой, багажный, сторожить, помогать, дрожать, тихий, овощной.

2. Составьте словосочетания с ответами в творительном падеже.

Покрытое перьями и пухом животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

Лёгкое, обычно непромокаемое пальто.

Палочка из воска с фитилём внутри для освещения.

Дом для временного проживания приезжающих, с обслуживанием.

Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

3. Придумайте и запишите три предложения, используя словосочетания из второго задания.

Состав слова

1 уровень.

1. Что такое основа слова?

2. Подберите однокоренные слова к слову дом.

3. Выпишите слова с приставками.

Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.

4. Разберите слова по составу.

Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.

2 уровень.

1. Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?

2. Образуйте родственные слова от корня цвет- при помощи приставок и суффиксов.

3. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.

Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.

4. Разберите слова по составу.

Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.

3 уровень.

1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.

Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.

2. Придумайте слова. Разберите их по составу.

Приставка ПО-, суффикс К-.

Приставка НА-, суффикс НИК-.

Приставка ПОД-, суффикс НИК-.

3. Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были и приставка и предлог: от, по, в.

4. Разберите слова по составу.

Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, вполз.

Правописание предлогов и приставок

1 уровень.

В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(За)шёл (за)дом, (с)вернула (с)дороги, (на)рисовал (на)листе, (за)бежать (за)другом, (на)резать (на)кусочки, (с)прыгнул (с)крыши, (до)бежал (до)школы, (по)шёл (по)дорожке, (на)бросила (на)плечи, (на)шла (на)поляне.

2 уровень.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)шёл (за)дом, (с)вернула (с)дороги, (на)рисовал (на)листе, (за)бежать (за)другом, (на)резать (на)кусочки, (с)прыгнул (с)крыши, (до)бежал (до)школы, (по)шёл (по)дорожке, (на)бросила (на)плечи, (на)шла (на)поляне.

3 уровень.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.

(За)шёл (за)дом, (с)вернула (с)дороги, (на)рисовал (на)листе, (за)бежать (за)другом, (на)резать (на)кусочки, (с)прыгнул (с)крыши, (до)бежал (до)школы, (по)шёл (по)дорожке, (на)бросила (на)плечи, (на)шла (на)поляне.

Склонение имён существительных

1 уровень.

Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.

Рыбка, мыло, месяц, синица , помидор, любовь, вещь, дядя, дочь, полотенце, молодёжь, поляна, совесть, лапка, компьютер.

2 уровень.

Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.

В каждый столбик допишите по два своих слова.

Багаж, сосна, радость, весть, сердце, печь, скрипка, ночь, письмо, тётя, телефон, книга, стол, совесть, рубашка.

3 уровень.

Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.

В каждый столбик допишите по одному своему слову, составьте с ними предложения.

Темнота, лисёнок, радость, море, смелость, звезда, свист, честь, солнце, находка, рожь, неделя, ночь, диск, берёза.

Имя прилагательное

1 уровень.

1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

Храбрость - ..., силач - ..., доброта - ..., ловкость - ..., старик - ..., весна - ... .

2. Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.

Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

На зимней одежде, над синим морем, в новом платье, по зимней дороге, без вкусного мёда, жёлтым листом.

2 уровень.

1. Замените выделенные слова именами прилагательными. Определите род и число имён прилагательных.

Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.

2. Подберите антонимы к именам прилагательным.

Над прост... задачей - ..., светл... ночью - ..., поздн... осенью - ..., над нов... книгой -... , за ближн... деревней - ..., за высок... деревом - ... .

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

Под мягким одеялом, на соседнем поле, в дремучем лесу, красивыми картинами, к родной сестре, чёрного коня.

3 уровень.

1. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

За дальн... лесом, с ближн... поля, в син... луже, о весёл... дне, у ярк... костров, о любим... сестре.

2. Придумайте рассказ, используя словосочетания.

Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.

Глагол

1 уровень.

1. Продолжи.

Глагол – это ... .

2. Выпишите глаголы неопределённой формы.

Пишут, говорить, называть, смотришь, появляться, шьют, пел, бегать, рисовать, расскажет.

3. Спишите. Укажите время и число глаголов.

Гладит, любили, постучали, увидят, заплачет, блестят, стоит, лепили, следить, писал.

2 уровень.

1. Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Играют, думает, шагает, пишут, разговаривал, гоняла, нарисует, зашьёт.

2. Подберите к глаголам синонимы. Запишите их в неопределённой форме.

Плачет, фантазирует, шумит, строят, стережёт.

3. Спишите. Укажите время и число глаголов.

Смотрел фильм, пойду с братом, танцуют вальс, растут на грядке, мешал Диме, рисуете картину, светил фонариком, поедем в деревню.

3 уровень.

1. Образуйте от данных слов глаголы в неопределённой формы.

Свист, дело, крик, грусть, пляс, шум.

2. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Витать в облаках, зарубить на носу, вешать нос, ходить на голове, бить баклуши, дрожать как осиновый лист.

3. Спишите. Укажите время и число и род глаголов.

Встречала медведя, рубит дрова, наблюдал за кошкой, поедем на лошадях, стирали бельё, желтеют листья.