Цели урока:
- Закрепление умений в распознавании и написании имен существительных.
- Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.
Ход урока
1. Орг.момент.
- приветствие.
- проверка всего необходимого на уроке. Показать учебник, тетрадь, ручку, карандаши, дневник.
2.
- Сегодня мы с вами станем настоящими детективами. Майор Томин с Петровки,38 отправил с лучшимиспецагентами важную сверхсекретную бандероль Шерлоку Холмсу. Но профессор Мориарти не дремал, и трое его бандитовзахватили суперагентов и завладели ценным грузом. Нам предстоит решить несколько головоломок, разоблачить похитителя и выполнить ответственное поручение майора Томина: помочь его спецагентам доставить секретную бандероль.
- Как же мы будем искать злодеев? Чем отличаются иностранцы? (Акцентом)
- Совершенно верно, иностранцы говорят по-русски неправильно.
А) Орфоэпическая разминка.
- Найдите ошибки в произношении и исправьте их.
алфАвит, воротА, звонИт, инженЕры, килОметр, нАчать, полОжил, столЯр, углубИть, цЕмент.
Проговорить правильный вариант хором.
Б) Орфографическая разминка.
- Писать правильно они тоже не умеют.Выберите проверочное слово, подчеркните его, обозначьте орфограммы.
Уд_вительно (диво, дева), м_нять (мина, замена), л_пить (липко, лепка), подч_щать (честь, чисто), л_нивый (лень, линька), скр_пучий (скрепка, скрипка), м_стерить (мост, мастер).
- Нам дали только одну подсказку: главарь похитителей – Имя существительное. Как же его узнать? Сегодня мы составим фоторобот бандита, чтобы безошибочно его опознавать.
- Для начала мы должны одеться как спецагенты.
Заполнить таблицу Одеть-надеть (устно)
ШЛЯПА, БРАТ, ПАЛЬТОСПРИПОДНЯТЫМВОРОТНИКОМ, ПЕРЧАТКИ, КУКЛА, СЕСТРЕНКА, ТЕМНЫЕОЧКИ
- какая грамматическая категория имени существительного помогла нам правильно выполнить это задание и одеться как настоящиеспецагенты? (Категория одушевленности-неодушевленности)
- Дальше мы должны отправиться туда, где последний раз видели похищенных.
Суперагенты майора Томина договорились встретиться в кафе снежинка неподалеку от гостиницы космос. Один в руках должен был держать газету правда, другой – газету труд.
- Найдите и исправьте допущенные ошибки. В чем они заключаются? Что нужно знать, чтобы эти ошибки исправить? (Собственные-нарицательные существительные)
- Нам открылась следующая примета главаря похитителей – нарицательное-собственное.
- Спецагентов видели в гостинице “Космос”. Смотрите, в гостиничном номере запертый шкаф, из которого доносится шум. Надо добраться до ключа.
(устно, по цепочке) Плющ?, рож?, трудных задач?, много туч?, смерч?, меч?, полноч?, ключ?.
Что нам нужно сделать в этом задании? (Определить, где Ь пишется, а где – нет.)
С помощью какой приметы мы смогли добраться до ключа? Склонение
В шкафу связанные суперагенты, поможем им.
Бандиты снова от нас ускользнули, но оставили надписанную упаковку для бандероли. Какой коварный план: неправильно подписать бандероль, чтобы она не дошла по назначению. Подпишем правильно, заодно и вспомним правила оформления корреспонденции.
1 вариант
Куда: Бейкер-стрит, 221-б Лондон, Англия,
Кому: мистер Шерлокхолмс
2 вариант
Откуда: Петровка, 38, москва, россия
От кого: майор Томин
Кто быстрее, оба варианта.
Итак, суперагентов мы спасли, адрес исправили, теперь нужно перехватить бандитов и забрать у них бандероль. Мы потеряли много времени. Займемся делом! Посмотрите, как изменяется слово “дело”, какие признаки существительного открываются в этом задании? (падеж, число)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Спецагенты, пока были в плену, подслушали коварный план похитителей, на границе они разделятся, настоящая бандероль будет в руках у злого Имени существительного, двое других злодеев будут просто отвлекать.
Подозрительные личности пытаются проникнуть за границу в составе туристических групп.
1. Зло не остается безнаказанным.
2. Его лицо зло.
3. Он посмотрел зло.Записать в тетради
Во-первых, определим, какое грамматическое значение имеет слово зло в каждом предложении.
1. (Что?) Зло не остается безнаказанным. (Предмет)
2. Лицо (каково?) зло. (Признак предмета)
3. Он посмотрел (как?) зло. (Признак действия)
Во-вторых, определим, какие морфологические признаки оно имеет, как изменяется?
1. что? злО, чего? злА, чему? злУ
Слово среднего рода, 2 склонения, изменяется по падежам.
2. Лицо злО. Улыбка злА. Лица злЫ.
Слово изменяется по родам и числам.
3. посмотрел злО; посмотрела злО; посмотрелизлО.
Неизменяемое слово, окончания не имеет. –О – суффикс.
В-третьих, определим его роль в предложении.
1. Подлежащее.
2. Сказуемое.
3. Обстоятельство.
Вывод:
1. Зло – имя существительное.
2. Зло – имя прилагательное (краткое)
3. Зло – наречие.
Посмотрите на слайд, полный ли это фоторобот существительного? О чем мы еще сказали в рассуждении? Каким образом мы можем объединить признаки существительного?
Поймали бандитов, но бандероль у них в кейсе с шифром. Чтобы открыть, надо списать предложения, раскрыв скобки, и указать, какой частью речи являются однокоренные слова.
Он сделал это (на)зло мне.
(На)зло нельзя отвечать злом.
Итак, для каждого слова в нашем языке мы можем составить фоторобот, по которому точно установим, какой частью речи слово является.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
I. ЧАСТЬ РЕЧИ. ВОПРОС. ОГЗ.
II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: начальная форма (И.п., ед.ч.); собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение; падеж, число.
III. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1. Зло – сущ. (что?)
2. Н.ф. – зло; нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в вин.п.
3. Отвечать (на что?) на зло.
Индивидуальные задания на карточках.
Рефлексия. Оцените свои знания по теме “Морфологический разбор существительного”. Заполните лист самоконтроля, если вы умеете определять перечисленные признаки существительного поставьте “+”, если иногда возникают затруднения – “+-“ , не умеете определять признак “-“.
Кстати, вы хотите узнать, что же было в бандероли, которую мы помогли доставить? Праздничный торт! 125 лет назад английский писатель Артур Конан Дойль написал свой рассказ “Этюд в багровых тонах”, в котором впервые появился знаменитый детектив. Поздравляем знаменитого детектива с Днем рождения!
Домашнее задание.