Математический турнир "Самый умный старшеклассник". 9‒11-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Обобщение знаний учащихся по математике.
  • Повышение познавательной активности учащихся.
  • Развитие интереса к изучению математики.

Оборудование: проектор, экран, карточки с задачами, бумага для записей, ручки.

Оформление: на доске плакат со словами М.В.Ломоносова: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.

Игру сопровождает презентация.

Участники: учащиеся 9 – 11 классов (по 3 человека от класса).

Ход игры

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на математическом турнире “Самый умный старшеклассник”. Слайд 1,2.

Представление участников и членов жюри.

Объявление плана игры. Слайд 3.

1 раунд

- “Математические термины”

- “Сосчитай-ка!”

- “Проверь эрудицию”

2 раунд - полуфинал

- “Логика в математике”

- Блиц-опрос

3 раунд – финал.

1 раунд

Конкурс “Математические термины”. Слайд 4.

Проводится диктант на листочках с копировкой.

Планиметрия, экстремум, абсцисса, параллелепипед, ордината, знаменатель, цифра, сегмент, расстояние, гипотенуза, коэффициент, циркуль.

Затем листочки сдаются жюри. Фронтальная проверка. Слайд 5.

Каждое правильное слово – 1 балл.

Конкурс “Сосчитай-ка!” Слайд 6.

Участники на листочках решают пример:

 

 Болельщики тоже решают пример.

Правильно решённый пример - 7 баллов. Время – 5 минут.

Конкурс “Проверь эрудицию”. Слайд 7 – 15.

Участникам предстоит ответить на 9 вопросов, выбрав правильный ответ из четырех предложенных. Проводится тест на листочках с копировкой.

1. Отрезок, который соединяет точку окружности с центром.

А. Хорда.

Б. Радиус.

В. Диаметр.

Г. Перпендикуляр.

2. Утверждение, принимаемое без доказательства.

А. Теорема.

Б. Тождество.

В. Аксиома.

Г. Высказывание.

3. Множество каких чисел самое большое?

А. Действительных.

Б. Натуральных.

В. Рациональных.

Г. Целых.

4. Какое из чисел самое маленькое?

А.

Б.

В.

Г. 4

5. Что является графиком функции

А. Прямая.

Б. Парабола.

В. Гипербола.

Г. Ветвь параболы.

6. Кто ввёл прямоугольную систему координат?

А. Лобачевский.

Б. Пифагор.

В. Виет.

Г. Декарт.

7. Чему равен tg30о?

А.

Б.

В.

Г.

8. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?

А. Гаусс.

Б. Пифагор.

В. Евклид.

Г. Виет.

9. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики - …

А. Геометрия.

Б. Арифметика.

В. Алгебра.

Г. Планиметрия.

Правильный ответ – 1 балл.

Затем листочки сдаются жюри. Фронтальная проверка. Слайд 16.

После подведения итогов 1 раунда во 2-й раунд – полуфинал выходят шесть человек.

2 раунд. Полуфинал

Конкурс “Логика в математике”. Слайд 17,18,19.

Участникам для решения на листочках предлагаются две задачи.

1. Два мальчика играли на гитаре, а один – на балалайке. Кто на чём играл, если Петя с Мишей и Миша с Колей играли на разных инструментах?

2. Пифагор на вопрос, сколько у него учеников, ответил так: “Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа. Добавь ещё к ним трёх юношей. Вот сколько учеников веду я к рождению вечной истины”. Сколько учеников было у Пифагора?

Правильно решённая задача – 5 баллов. Время - 5 минут.

Блиц-опрос. Слайд 20.

Каждому участнику предлагается по 3 вопроса.

1. Какой раздел математики изучает действия с числами? (Арифметика)

2. Как называется график квадратичной функции? (Парабола)

3. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

4. Как называется равенство с переменными? (Уравнение)

5. Назовите сторону треугольника, лежащего против прямого угла? (Гипотенуза)

6. Как называются две непересекающиеся на плоскости прямые? (Параллельные)

7. Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)

8. Какой раздел математики изучает свойства фигур? (Геометрия)

9. Как называется выражение, записанное с помощью знаков < и > ? (Неравенство)

10. Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5 ?

11. Натуральные числа, им противоположные и нуль образуют множество каких чисел? (Целых)

12. Какой угол образуют стрелки часов, показывающие четыре часа? (Тупой)

13. Какая теорема связывает стороны прямоугольного треугольника? (Пифагора)

14. sin 45о? ()

15. Чему равна сумма углов треугольника? (180o)

16. Сколько рёбер у куба? (12)

17. Как называется сотая часть числа? (Процент)

18. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)

Правильный ответ – 1 балл.

После подведения итогов 2 раунда в 3-й раунд – финал выходят три человека.

3 раунд. Финал

Конкурс “Знаешь ли ты математиков?” Слайд 21,22.

На слайде представлены 5 портретов математиков. Задание: написать, кто это и в чём заключается основной вклад в развитие математики.

Подведение итогов. Слайд 23.

Награждение. (Вручаются дипломы всем участникам, победителю – сертификат и приз).

Информационные ресурсы. Слайд 24.

  1. Предметные недели в школе. Математика, 2001 Составитель Л.В.Гончарова. Издательство “Учитель” - Волгоград
  2. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/ Н.Я.Виленкин, Жохов,-М.: Мнемозина, 2004.
  3. http://www.images.yandex.ru
  4. http://www.nsportal.ru