Обобщающий урок по теме "Рисование натюрморта с натуры". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Наименование блока уроков, которые я даю в 5-х классах I четверти по программе авторов: В.С. Кузина, С.П. Ломова – звучит как “Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности”.

Тема: “Моя Родина”. Программа ИЗО 5-7 класса средней школы соответствует примерной программе ИЗО, образовательной области “Искусство”, подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности, рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогает детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные вкусы.

Последовательность преподавания уроков по теме преподавания помогает успешно решать основные задачи предмета ИЗО – овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомления с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества – развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводится в течение всего учебного года с учетом особенностей времен календарного года и интересов учащихся. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаши, фломастеры, акварель, акрил, темперу, гуашь, цветные мелки; и инструменты: кисть, перо, собственные руки и др.

В средней школе учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В разделе “живопись” содержание обучения направлено у детей на развитие восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению красками. Дети продолжают знакомиться и изучать понятия холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуется их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоты цвета.

Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изящества их очертаний, гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись – это основа художественного отображения действительности, главные выразительные средства передачи мысли, чувств художника.

В содержании раздела “декоративная работа” раскрывается значение народного искусства, как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративного искусства передают детям представления народа о красоте и добре.

Важной составляющей обучения изобразительному искусству являются беседы о красоте вокруг нас. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Экскурсии, использование на уроках мультимедийных программ для компьютера, посещение музеев, выставок – всё это обогащает занятия изобразительным искусством. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края. От искусства своего народа к пониманию значения искусства других народов – таков путь приобщения к прекрасному.

На занятиях изучения законов композиции. Совершенствование у учащихся выделять композиционный центр. Школьники изучают особенности симметричной и ассиметричной композиции, учатся передавать с помощью композиционных средств, состояния покоя или движения в рисунке, соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов, тона и цвета.

Цветовой контраст, колорит. Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы выбранным материалом, в зависимости от замысла рисунка.

В результате применения методов, средств и форм эффективной организации урока, использования современных технологий, на уроке удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету “Изобразительное искусство”

Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладения умениями и навыками. Если ученик не овладел знаниями, умениями, как правило, нет творчества и индивидуальности в рисунке.

Уроки изобразительного искусства требуют постоянной активной работы учителя на уроке. От активности учителя зависит формирование творческой активности самих учащихся. Учитель во время проведения урока должен использовать различные современный технологии.

“Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии”. (Беспалько В.П. “Слагаемые педагогической технологии” - М.1989 г.)

Исходя из аспектов педагогических технологий, планируется весь ход урока. Понятие “педагогическая технология” может быть представлена тремя аспектами.

  1. Научным – педагогические технологии как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
  2. Процессуально-описательным – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (рефлексия).
  3. Процессуально-действенным – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Изобразительное искусство в школе – это серьезная наука. Хотя детские рисунки бывают, выразительны, ярки, оригинальны, им часто не хватает грамотности. И если вовремя не дать этого ребенку, то со временем его интерес к рисованию угасает.

Специальные методы обучения ИЗО

В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Для этого используются специальные методы обучения ИЗО.

Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.

Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения.

Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.

Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Отдельно стоит выделить такой метод обучения ИЗО, как художественное слово, который широко применяется на занятиях изобразительного искусства. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Словесные методы обучения ИЗО на уроках изобразительного искусства неотделимы от наглядных и игровых.

Методы обучения изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Методы обучения ИЗО не имеют прямого отношению к данному факту, но все же в практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно и методы обучения ИЗО должны учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Важная задача педагога – развивать чувство меры, эстетический вкус ребенка, помочь обрести творческое каждому ученику, показать перспективу развития. Уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Они духовно обогащают.

Развернутый план-конспект обобщающего урока по ИЗО в 5 классе
"Изображение предметного мира с натуры"

Тема: “Осенний натюрморт”.

Учитель: Саханова Ольга Васильевна

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • действие смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив организация итоговой выставки работ “… И снова осень к нам пришла”, цель построение предметов представленных постановок натюрмортов, определение подходящего колористического решения, применение в комплексе полученных знаний на предыдущих уроках);
  • действие нравственно – этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • сличение способа действия и его результата с заданной постановкой;
  • внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия;
  • выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

  • общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (построение предметов, ритма узорчатых листьев, клена и орнамента ваз, с использованием графических и живописных умений). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Вид деятельности: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование.

  • Для учителя: через проектор презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта, карточки холодных и теплых цветов. Две постановки натюрморта: с гжельской вазой цветами и фруктами, с хохломской вазой веткой клена и фруктами.
  • Для учащихся: бумага, палитра, карандаш, ластик, акварельные и/или гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, кисточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Вводное слово учителя для создания определенного эмоционального настроя. Прочитать стихотворение об осени авторов Бунина, Никитина и др. Проверка готовности детей к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Показ слайдов картин с натюрмортами.

Учитель: “Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что показанные, вам картины объединяет то, что на них нет людей? Одни предметы. Скажите, как называются такие картины?”

Ученик: “Это натюрморты”.

Учитель: “Так мы и назовем нашу тему урока. Вы видите два натюрморта. В вазах стоят осенние листья, вокруг осенние фрукты. Они похожи?”

Ученик: “И да, и нет. На первом листья в гжельской вазе, на второй в хохломской”.

Учитель: “Молодец! Мы знаем, что “Гжель” - это холодные краски, а “Хохлома” - теплые. Значит колорит этих натюрмортов тоже разный. А сейчас я напомню вам, что такое натюрморт и откуда этот жанр появился”.

Ученик: “Посмотрев презентацию, мы узнали, что термин “натюрморт” - это французкое слово, которое означает в переводе “неживая, мертвая природа”.

Учитель: “Но мы посмотрим перевод с голландского, немецкого, английского языков и узнаем, что перевод звучит как “тихая, неподвижная жизнь”. И сегодня мы нарисуем с вами тихие, поэтичные натюрморты, посвященные прощанию с “Золотой осенью”.

3. Игра

Учитель: “Проведем игру. И узнаем, кто из вас какой натюрморт будет рисовать. Каждый сейчас получит цветную карточку. Смотрите внимательно на цвет. Холодные цвета собираются у окна, а теплые в противоположной стороне. Чья команда быстрее соберется (главное правильно подберет цвета), та и выигрывает.

4. Практическая работа

Учитель: “Победила “дружба”. Как вы догадываетесь, “холодные цвета” рисуют гжельскую вазу, “теплые цвета” - хохломскую.

Мы знаем, что надо правильно построить вазу. Определить её величину в листе, не забудьте ось симметрии – ваза симметрична. Далее рисуем веточку с листьями, фрукты. Намечаем узоры на вазе”.

Во время практической работы учитель следит за работой учащихся и оказывает индивидуальную помощь.

Учитель: “Теперь, когда все построили карандашом натюрморт. Отвлечемся от рисунка…”

5. Физкульминутка

“Когда красками рисую, кажется, что побывал и в море, и в небе, и в лесу я. Где я только не бывал! Всё что видел, рисовал!”.

Водить кистью по воображаемому полотну. Волнообразные движения руками. Руки поднять высоко. Широко развести руки. “Рисовать” по воображаемому полотну.

Учитель: “А теперь работаем красками”.

Учитель ведет наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.

6. Итог урока. Рефлексия

По завершении работы учащиеся показывают свои рисунки. Получают оценку за работу на уроке. Из тех, что получили “5”, выбираем две лучших работы: одну по теме “Гжель” и одну по теме “Хохлома”. Авторов выбранных рисунков объявляем победителями.

7. Задание на дом

Исправить недочеты в своем рисунке. Оформить паспарту, напечатать фамилию и класс. Подготовиться к школьной выставке.

Список использованной литературы

  1. “Изобразительное искусство” Учебно-методический комплект Под редакцией д.п.н. Ломова С.П., М., 2009 г.
  2. “О наглядности обучения. Избранные педагогические сочинения” Ушинский К.Д., Т.2, М., “Просвещение”, 1954 г.
  3. “Методика преподавания изобразительного искусства в школе” Ростовцев Н.Н., М., 2007 г.
  4. “Основы обучения изобразительному искусству в школе” Кузин В.С., М., “Просвещение”, 1998 г.
  5. Учебник для учащихся 5-8 классов в 4-х частях (“Рисунок”, “Живопись”, “Композиция”, “Краткий словарь художественных терминов”) Сокольникова В.С., Кузин. В.С., Кубышкина Э.И., Обнинск, “Титул”, 1996 г.
  6. “Вариации прекрасного” Варьянц А.М., М., 2000 г.
  7. “Поурочные планы по учебнику Кузина В.С.” Дроздова С.Б., Волгоград, 2008 г.
  8. “Изобразительное искусство” 1-8 классы “Опыт творческой деятельности учащихся” Степанчук З.А., Волгоград, 2009 г.
  9. “Управление познавательной деятельностью учащихся” Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И., Волгоград, 2012 г.
  10. “Современные общеобразовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации” Селевко Г.К., М., 1998 г.
  11. “Изобразительное искусство. 5 класс.” Шпикалова Т.Я., М., “Просвещение”, 2008 г.
  12. “Слагаемые педагогической технологии” Беспалько В.П., М., 1989 г.
  13. “Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Кузина В.С.” Павлова О.В., Попова Г.П., Волгоград. “Учитель”, 2009 г.

Таблица (Приложение)