Цель: освоение одного из видов бумагопластики – квиллинга.
Задачи.
Обучающая:
- сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге;
- освоить основные элементы и приемы выполнения квиллинга;
- формировать у обучающихся навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук;
развивающая:
- развивать у обучающихся творческое воображение и мышление;
- развивать способность к творчеству и интерес к предмету;
воспитывающая:
- воспитывать у обучающихся аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, умение работать в коллективе;
- учить детей понимать прекрасное.
Методическое оснащение учебного занятия:
- плакаты,
- образцы объектов труда,
- инструкционные карты.
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.
- Презентация Microsoft Office Power Point
Методы обучения.
Репродуктивный метод (Рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов, самостоятельная работа, форма организации деятельности (работа в малых группах, индивидуальная работа, презентация своих работ).
Продуктивный метод (частично-поисковый (творческая работа детей)).
Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений творческое применение их на практике.
План учебного занятия:
- Организационный этап.
- Основной этап.
- Итоговый этап.
- Информационный.
Ход учебного занятия
1. Организационный этап:
Приветствие
2. Основной этап:
1. Подготовка к усвоению нового содержания (мотивация и принятие цели деятельности) (Приложение 1).
Кроссворд (Слайд 1)
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
(Слайд 2)
2. Усвоение новых знаний, умений способов деятельности.
Знакомство с основными понятиями. Изучение нового материала.
Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В переводе с английского - квилинг "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.
Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.
Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7 мм).
Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.
Зубочистка. Используется для нанесения клея.
Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.
В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды. (Слайд 3)
Различны как формы квиллинга так и созданные образы в данной технике.
(Слайд 4, 5 ,6)
3. Практическое применение новых знаний проверка понимания изученного, закрепление новых знаний.
Тренировочные упражнения по изготовлению основных элементов техники квиллинг.
Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.
Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.
Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма – круг.
Для того чтобы элементы были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.
А уж дальше можно начинать экспериментировать. Защипнем с одной стороны – получим каплю, защипнем и с другой стороны - получим форму глаза.
Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.
Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Сегодня мы будем создавать образ зверюшек.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила работы с ножницами:
Самостоятельная творческая работа.
Обучающиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)
- проверка организации рабочих мест обучающихся;
- проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционо-технологической картой;
- оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.
4. Обобщение и систематизация знаний:
А) Расположите в порядке очередности понятия (от более общего к более частному):
Бумагопластика, ДПИ, квиллинг, бумагокручение, оригами.
Ответ: ДПИ – бумагопластика – квиллинг (бумагокручение).
5. Контроль знаний (выявление уровня и качества усвоения знаний)
Письменная работа с понятиями. (Приложение 2)
(Слайд 7)
3. Итоговый этап:
1) Подведение итогов
- Презентация выполненных работ (защита с помощью памятки, стихотворение о животном);
2) Рефлексия (самооценка действий и состояния) (Приложение 3).
- Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте с ними.
4. Информационный этап:
Домашнее задание. Так как это не последнее занятие в технике квиллинг, прошу вас дома поискать и нарисовать цветы, любые какие вам нравятся. На следующем занятии мы переходим к созданию цветов в изученной технике.
Спасибо за работу!
Уборка рабочих мест.