Цели урока:
- сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы, бассейнах и водоразделах;
- выявить особенности строения речной системы;
- выявить различия рек по характеру течения;
- развивать умения определять географическое положение рек;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.
Тип урока: освоение новых знаний с элементами практической работы.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор, физическая карта мира, контурные карты, атласы.
Ход урока
I. Организационный момент. (Настрой класса на работу)
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется через письменный географический диктант по теме “Подземные воды” (7 минут) (Слайд 3, 4)
1. Что такое подземные воды?
2. Горные породы, пропускающие воду называются:
А) водонепроницаемые;
Б) водопроницаемые;
В) водоупорные.
3. Что образуется в легкорастворимых породах?
4. Слой, насыщенный водой, называется…?
5. Воды водоносного слоя не прикрытые сверху водоупорными породами называют…
6. Выход грунтовых вод на поверхность называется…
7. Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными слоями, образуются….
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов называются…
9. Каковы условия образования подземных вод.
10. Как используют подземные воды.
III. Изучение нового материала:
Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Вы уже поняли, что тема урока “Реки”. Открываем тетради и записываем тему урока. Сегодняшний урок мы проведем по следующему плану: (Слайд 2)
- Что такое река?
- Бассейн реки и водораздел.
- Питание и режим реки.
- Реки равнинные и горные.
- Пороги и водопады.
1. Что такое река?
Как вы думаете, что такое реки? (Учащиеся пробуют дать определение реки)
Ну а теперь давайте запишем определение в тетрадь:
Рекам — природный водный поток, текущий в выработанном им углублении.
Реки являются предметом изучения одного из разделов гидрологии суши — речной гидрологии (потамологии).
Реки обычно текут в вытянутых пониженных формах рельефа — долинах, наиболее пониженная часть которых называется руслом, а часть дна долины, заливаемая высокими речными водами, — поймой, или пойменной террасой. (Слайд 5)
В каждой реке различают место её зарождения — исток и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой — устье.
Реки, непосредственно впадающие в океаны, моря, озёра или теряющиеся в песках и болотах, называются главными; впадающие в главные реки — притоками.
Главная река со всеми её притоками образует речную систему, которая характеризуется густотой речной сети. (Слайд 6)
Схему речной системы зарисовать в тетрадь:
Задание классу: (работа с учебником и картами атласа)
Учебник с.88 задания для работы в парах.
2. Бассейн реки и водораздел. (Слайд 7)
Поверхность суши, с которой речная система собирает свои воды, называется водосбором, или водосборной площадью. Водосборная площадь вместе с верхними слоями земной коры, включающая в себя данную речную систему и отделённая от других речных систем водоразделами, называется речным бассейном.
Задание: По карте России определить, водоразделы каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту.
3. Питание и режим рек. (Слайд 8)
Реки могут иметь разное питание:
- Дождевое
- Снеговое
- Подземное
- Ледниковое
- Смешанное
От питания и от климатических условий зависит изменения уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки. (Слайд 9)
Режим рек - это изменение уровня воды в течение года.
- Паводок- это кратковременный подъём уровня воды в реке, вызывающий её разлив.
- Половодье- это продолжительный ежегодный подъём уровня воды в реке, вызывающий её разлив.
- Межень-это обмеление реки.
Задание классу: используя текст учебника на с.90-91, найти реки с разным типом питания и показать их на карте.
4. Реки равнинные и горные. (Слайд10)
В зависимости от рельефа местности, в пределах которой текут реки, они разделяются на горные и равнинные. На многих реках перемежаются участки горного и равнинного характера. Горные реки, как правило, отличаются большими уклонами, бурным течением, текут в узких долинах; преобладают процессы размыва. Для равнинных рек характерно наличие извилин русла, или меандр, образующихся в результате русловых процессов. На равнинных реках чередуются участки размыва русла и аккумуляции на нём наносов, в результате которой образуются осерёдки и перекаты, а в устьях — дельты. Иногда ответвлённые от реки рукава сливаются с другой рекой.
Задание: Используя текст учебника с.91-92 дать характеристику горным и равнинным рекам.
5. Пороги и водопады. (Слайд 13, 16)
Водопад - падение реки с большого уступа.
Порог – это выход трудноразмываемых горных пород.
Небольшие сообщения учащихся о знаменитых водопадах мира.
Анхель, Виктория, Ниагарский. (Слайд 14,15)
Говоря о реках, нельзя не упомянуть о красивейших реках России. (Слайд 17, 18)
Ну и конечно необходимо сказать о крупнейших реках мира, показав на карте. (Слайд 19, 20)
IV. Закрепление.
Практическая работа.
1. Работа с картами атласа, заполнение таблицы.
Река | На каком материке | Где начинается | Куда впадает |
Волга | |||
Обь | |||
Енисей | |||
Хуанхе | |||
Ганг | |||
Амазонка | |||
Миссисипи | |||
Нил | |||
Конго | |||
Лена |
2. Описание географического положения реки.
V. Домашнее задание.
§30, составить тест по данной теме, на контурную карту нанести реки, водопады, которые упоминаются в параграфе.