"Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел". 6-й класс коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • показать роль математики в истории развития человечества;
  • развивать творческие способности обучающихся, воспитанников;
  • стремиться к максимальной доступности изложения;
  • расширить кругозор обучающихся, воспитанников;
  • развивать интерес к предмету “математика”.

Оборудование: карточки с цифрами, эмблемы, презентация, воздушные шары.

Высказывание:

Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным.
Блез Паскаль

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гулянье
Торопись, честной народ
Это ярмарка зовет.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Вступительное слово учителя.

В древности ярмарка считалась самым большим, шумным, веселым праздником. ЯРМАРКА — это “большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар”. Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни календаря, отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

На ярмарке каждый торговал, как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки — в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6 тысяч, а в начале XX века — до 18 тысяч.

Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка.

Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами — помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли.

А сегодня, как вы уже догадались ярмарка необычная, а математическая.

Ждут Вас множество затей:
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
И немного потрудиться.
Здесь задачи продаются
А еще примеры есть.
Голоса здесь раздаются
Здесь и музыка и смех
И поэтому сегодня
Приглашаю в гости всех!

(Класс делится на две команды: 1 – я команда – коробейники, 2 – я команда – скоморохи. Каждая команда получает свою эмблему. За правильный ответ команда получает воздушный шар. У кого больше будет шаров в конце ярмарки, та команда и победитель.)

Встречать нас на нашей ярмарке будут продавцы своих необычных товаров.

1-й продавец.

Моя лавка посчитай-ка
Четкая, справедливая и суровая.
Работа здесь идет дружная, веселая.
Умей лишь быстро считать,
Умей делить и вычитать,
Умножить быстро и сложить,
И первым ответ говорить.

Задание:

- Каждая радужная ленточка с примером. Ответы примеров спрятаны. Кто решит правильно пример и найдет ответ, получит в подарок эту ленточку и воздушный шар. (Учащиеся друг за дружкой называют ответы).

- Ребята, а вы знаете, где была самая продолжительная радуга?

Это было в Великобритании, 14 марта 1994 года. Радуга была видна на протяжении 6 ч – с 9 утра до часа дня.

2-й продавец.

Моя лавка игровая
Подходи быстрей сюда,
У кого светлая голова.

Задание:

- Используя геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, отрезок) выложить геометрические рисунки. Учащиеся получают конверты с геометрическими фигурами. Каждый из игроков вылаживает на парте любой геометрический рисунок. Побеждает та команда, у которой все игроки выложили правильно геометрические рисунки.

- Нарисовать на листке одновременно левою и правою рукою круг и треугольник. ( Каждый из учащихся выполняет задание).

3-й продавец.

Лавка моя числовая
О числах и словах.
Числу знакома тайна Слова,
Веками бережёт её...
Но Слово явно не готово
Понять сокрытое Число.
Как Господин, владея Миром,
Желает Слово всё объять,
Не зная то, что тайным смыслом
Число умеет наполнять!

Задание:

- Из заданных однозначных чисел, написать в тетрадях двузначные, трехзначные числа, четырехзначные. ( Учащиеся выполняют задание).

- Назвать пословицы и поговорки, сказки в которых есть числа.

IV. Математическая пауза. (Физминутка).

Ребята, давайте все встанем из-за парт и немного отдохнем.

Необходимо быстро и правильно выполнять задание, если “да”, то руки вытянуть вперед, если “нет”, то поднимаете руки вверх.

1. Если числитель больше знаменателя, то дробь является правильной? (нет)

2. Делить можно на любое число? (нет)

3. Может ли при умножении получится ноль? (да)

4. Может ли при делении получиться ноль? (да)

5. У квадрата все стороны равны? (да)

6. Периметр – это сумма всех сторон? (да)

7. Единица – самое маленькое натуральное число? (да)

8. Любое натуральное число можно представить в виде дроби? (да)

9. Прямоугольник, у которого все стороны равны - это квадрат? (да)

10. Если числитель равен знаменателю, то дробь является неправильной? (да)

V. Повторение изученного материала.

4-й продавец.

Моя лавка “журчащая”.
Течет, шумит, бурлит,
Все примеры решить велит.

- Работа у доски “ручейком”.

Стр. 62 № 256.

- Каждый из учащихся решает пример у доски и свой ответ сравнивает с ответом на слайде. Если ответ верный, то возле своего примера цветным мелом рисует капельку воды.

- Работа над задачей.

Стр. 63 №257. – Разбор и запись задачи у доски.

VI. Занимательный материал.

5-й продавец.

Моя лавка – веселая,
Вы – не обходите,
Веселиться заходите.
Отгадайте вы загадки
И веселые задачки.
Как веселые подружки
Спойте нам частушки.

1) Который час показывают часы, если бьют 13 раз?

2) Три, три и три. Что получим?

3) Сколько вещей можно положить в пустой рюкзак?

4) Что весит больше 6 кг яблок или 6 кг железа?

5)Петух стоит на одной ноге и весит 5 кг.

Сколько он будет весить, если станет на две ноги?

6) Мотоциклист поехал в село. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин въехало в село?

Математические частушки – исполнят нам девочки.

В математике задачи
Словно в жизни неудачи
И скажу я вам ребята.
Как решать их непонятно.

Математика наука
Всех наук - нам говорят,
А ведь в жизни нам науки
Никогда не повредят.

Математику люблю
С калькулятором дружу
На контрольной я сижу,
Калькулятор достаю.

VII. Итог урока.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

На ярмарке веселой –
Заданий много мы решили.
За что и призы получили.
Пели, смеялись, считали,
Много о математике узнали.

В древности люди говорили, все что куплено или подарено на ярмарке приносит удачу. Давайте выйдем с вами на улицу и загадаем свое сокровенное желание. Выпустим в небо воздушные шары, которые вы выиграли на нашей ярмарке, чтобы ваши желания исполнились и принесли вам удачу.

Я желаю вам расти и не скучать,
Мам и бабушек не огорчать
И просить прощенья
За любые огорченья.
Закаляться всем желаю и умнеть
И за целый год ни разу не болеть,
Никогда не зазнаваться
И от лени избавляться.

Литература.

1. М., “Просвещение”, 2004 , Математика 6 класс, Г.М. Капустина, М.Н. Перова.

2. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.

3. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомога-тельной школе: Пособие для учителя. — М., 1992.

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990. — 191 с.

5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

6. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.