Употребление имен существительных в речи

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Организационный момент.

Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

Какие зрительные образы осени вы запомнили из этого стихотворения?

Когда я шла к вам на урок, то залюбовалась прекрасным осенним утром. Мне захотелось порадовать и вас этим осенним букетом, потому что осень – мое любимое время года: ее дожди и листопады, сбор грибов и ягод, запах уходящего лета.

2. Скажите, а как вы думаете, все ли слова, перечисленные на доске, имеют отношение к осени?

ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛУЖА, ЖУЧКА, ЛИСТОПАД, ТЕРМИН, ЛЫЖНЯ, ОСЕНЬ, КРАСОТА, НЕНАСТЬЕ

– Нет.

Но ведь есть у них всех что-то общее?

– Сущ.

3. Объявление цели.

Вот сегодня на уроке мы вспомним, что это за часть речи, какова ее роль, а в конце попробуем сами ее правильно и красиво употребить в речи.

4. У вас на столах индивидуальные карты, запишите, пожалуйста, в них тему урока. И давайте вспомним признаки имени существительного

– Ответы.

5. Определите признаки существительного у слова:

– В котором один слог;
– 3-го скл.
– Найдите существительное одушевленное, собственное.

6. А теперь зачеркните слова, не относящиеся к осени, и с оставшимися мы перейдем к следующему заданию.

7. Восстановите текст, вставив в него подходящие слова из задания 1.

Наступила … . Начался … . Прохожие прячутся от … . Из окна мы видим … . Осень – это … .

Какие тексты у вас получились?

Вариант один.

А есть другой вариант?

Начало у всех одинаковое, но картина осени разная. Почему?

Вывод. Значит, при помощи существительных мы воссоздаем свою картину мира, потому что их роль – назвать предмет. Назывная функция.

8. А теперь попробуйте вставить слова осенней тематики в художественный текст. Удастся ли вам создать картину осени писателя Н. Сладкова?

До того листья за лето пропитались солнцем, что к … сами стали как солнышки, налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой …. … по листику щелкнет – сорвется лист. … вдруг налетит – закружится пестрый …. А если тяжелая птица вломится в ветви – хлынет сверкающий ... По колено в листьях деревья стоят. … шуршат, скребутся, лопочут. … летят, скачут, плывут. … качаются на паутинках. … вверху, внизу и вокруг.

(Вариант автора:

До того листья за лето налились, что к осени сами стали как солнышки, налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелая птица вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.)

Сверим с вариантом автора. Красиво? Трудное слово “смерч”. Обратимся к толковому словарю:

СМЕРЧ, -а, м. Вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок.

9. Как же получилась у писателя такая картина. Давайте проанализируем.

– Определите тему текста.
– Основную мысль.
– Стиль речи.
– Подберите синонимы к слову “смерч”. Почему же автор использует именно этот вариант?
– Найдите существительные, используемые в переносном значении.

(Смерч, водопад – метафора, по колено, лопочут – олицетворение, как солнышки – сравнение.)

Для чего же художник слова использует эти художественные средства?

Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

10. Создание собственного текста.

Мы поработали с текстами и установили, что богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления слов ведущей части речи. Сейчас вы будете создавать свои тексты, умело используя в них имена существительные.

Первым предложением могу дать строчку из стихотворения об осени:

Озябший лист касается земли..
или
Ах, Осень! Как можно её не любить!

Приложение.