Ход урока
1. Организационный момент.
Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Какие зрительные образы осени вы запомнили из этого стихотворения?
Когда я шла к вам на урок, то залюбовалась прекрасным осенним утром. Мне захотелось порадовать и вас этим осенним букетом, потому что осень – мое любимое время года: ее дожди и листопады, сбор грибов и ягод, запах уходящего лета.
2. Скажите, а как вы думаете, все ли слова, перечисленные на доске, имеют отношение к осени?
ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛУЖА, ЖУЧКА, ЛИСТОПАД, ТЕРМИН, ЛЫЖНЯ, ОСЕНЬ, КРАСОТА, НЕНАСТЬЕ
– Нет.
Но ведь есть у них всех что-то общее?
– Сущ.
3. Объявление цели.
Вот сегодня на уроке мы вспомним, что это за часть речи, какова ее роль, а в конце попробуем сами ее правильно и красиво употребить в речи.
4. У вас на столах индивидуальные карты, запишите, пожалуйста, в них тему урока. И давайте вспомним признаки имени существительного
– Ответы.
5. Определите признаки существительного у слова:
– В котором один слог;
– 3-го скл.
– Найдите существительное одушевленное, собственное.
6. А теперь зачеркните слова, не относящиеся к осени, и с оставшимися мы перейдем к следующему заданию.
7. Восстановите текст, вставив в него подходящие слова из задания 1.
Наступила … . Начался … . Прохожие прячутся от … . Из окна мы видим … . Осень – это … .
Какие тексты у вас получились?
Вариант один.
А есть другой вариант?
Начало у всех одинаковое, но картина осени разная. Почему?
Вывод. Значит, при помощи существительных мы воссоздаем свою картину мира, потому что их роль – назвать предмет. Назывная функция.
8. А теперь попробуйте вставить слова осенней тематики в художественный текст. Удастся ли вам создать картину осени писателя Н. Сладкова?
До того листья за лето пропитались солнцем, что к … сами стали как солнышки, налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой …. … по листику щелкнет – сорвется лист. … вдруг налетит – закружится пестрый …. А если тяжелая птица вломится в ветви – хлынет сверкающий ... По колено в листьях деревья стоят. … шуршат, скребутся, лопочут. … летят, скачут, плывут. … качаются на паутинках. … вверху, внизу и вокруг.
(Вариант автора:
До того листья за лето налились, что к осени сами стали как солнышки, налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелая птица вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.)
Сверим с вариантом автора. Красиво? Трудное слово “смерч”. Обратимся к толковому словарю:
СМЕРЧ, -а, м. Вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок.
9. Как же получилась у писателя такая картина. Давайте проанализируем.
– Определите тему текста.
– Основную мысль.
– Стиль речи.
– Подберите синонимы к слову “смерч”. Почему же автор использует именно этот
вариант?
– Найдите существительные, используемые в переносном значении.
(Смерч, водопад – метафора, по колено, лопочут – олицетворение, как солнышки – сравнение.)
Для чего же художник слова использует эти художественные средства?
Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.
10. Создание собственного текста.
Мы поработали с текстами и установили, что богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления слов ведущей части речи. Сейчас вы будете создавать свои тексты, умело используя в них имена существительные.
Первым предложением могу дать строчку из стихотворения об осени:
Озябший лист касается земли..
или
Ах, Осень! Как можно её не любить!