"Основные виды функций, их графики и свойства". 9-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (422 кБ)


Предмет: Алгебра.

Класс: 9.

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Цель урока: Обеспечить повторение и обобщение ЗУН учащихся по теме урока, решению экзаменационных заданий данной тематики.

Задачи урока:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение основных определений, свойств, графиков функций, их преобразований. Закрепить умения по применению данных знаний к решению некоторых типов экзаменационных заданий.
  2. Продолжить развивать умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Развивать математически грамотную речь.
  3. Воспитывать культуру учебного труда, экономного расходования времени.

Средства (оборудование):

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. презентация: «Основные виды функций, их графики и свойства»;
  3. раздаточный материал: опорные конспекты для каждого учащегося «Схема исследования функции» и «Основные виды функций и их графики»; карты для практической работы (на 2 варианта).

Ход урока

I. Организационный момент. (2 минуты)

Учащимся сообщается тема урока, его цель и задачи, ход урока (основные этапы). Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.

Начинается демонстрация презентации «Основные виды функций, их графики и свойства» – 1 слайд.

II. Актуализация опорных знаний. (7 минут)

1 этап. Вспоминаем определение функции – 2 слайд.

По итогам работы с данным слайдом учащиеся повторяют определение числовой функции, вспоминают её главные особенности.

2 этап. «Разминка» – 3 слайд.

Фронтальная работа с классом, совместное решение кроссворда (некоторые названия графиков и свойств функции). Предпочтительна работа с наиболее слабыми учащимися.

III. Повторение материала. (15 минут)

– А теперь вспомним свойства функции более детально. Достаём распечатки «Схема исследования функции» (Приложение 1) (они были розданы каждому учащемуся в процессе работы с данной темой в течение года) и с их помощью выполняем следующее задание в своих тетрадях.

4 слайд.

По окончании работы учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, идёт взаимопроверка выполненного задания.

– Как вам известно, заданий, связанных с основными свойствами функции, могут возникнуть и другие вопросы о ней, например, такие.

5 слайд.

– О «функциях вообще» мы с вами поговорили, пришло время вспомнить те из них, с которыми мы работали наиболее часто.

Раздаются распечатки «Основные виды функций и их графики» (Приложение 2). Параллельно идёт работа с ними и с 6 слайдом.

– Рассмотрим некоторые экзаменационные задания об этих функциях и их графиках.

7-11 слайды.

В процессе работы детально обсуждаются особенности данных функций и их графиков.

В последнем задании восстановить уравнение функции y=2(x–2)2, соответствующее данному графику, можно несколькими способами, одним из которых является преобразование графика. Какое? (параллельный перенос на 2 единицы по оси абсцисс). Какие ещё преобразования можно совершать над графиками функций, мы с вами вспомним в процессе работы со следующим заданием.

12 слайд.

IV. Практическая работа. (12 минут)

Учащиеся выполняют задания, взятые из экзаменационных материалов прошлых лет по теме урока (2 варианта – Приложение 3, Приложение 4).

V. Подведение итогов урока. (3 минуты)

Фронтальная работа с классом:

  • Сформулируйте определение функции.
  • Какие виды функций можно назвать основными?
  • Каковы их характерные особенности?
  • Какова взаимосвязь между свойствами функции и её графиком?
  • Каковы основные преобразования графиков функций? и т.п.

Наиболее активным учащимся выставляются оценки за урок.

VI. Домашнее задание. (1 минута)

  • Повторить основные виды функций и их графики, схему исследования функции.
  • В экзаменационных вариантах прошлых лет выбрать и решить 5 заданий по теме урока.

Список литературы:

  1. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
  2. ГИА 2013 г. Математика. 9-й класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «экзамен», 2013.