Предмет: Алгебра.
Класс: 9.
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Цель урока: Обеспечить повторение и обобщение ЗУН учащихся по теме урока, решению экзаменационных заданий данной тематики.
Задачи урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение основных определений, свойств, графиков функций, их преобразований. Закрепить умения по применению данных знаний к решению некоторых типов экзаменационных заданий.
- Продолжить развивать умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Развивать математически грамотную речь.
- Воспитывать культуру учебного труда, экономного расходования времени.
Средства (оборудование):
- компьютер, проектор, экран;
- презентация: «Основные виды функций, их графики и свойства»;
- раздаточный материал: опорные конспекты для каждого учащегося «Схема исследования функции» и «Основные виды функций и их графики»; карты для практической работы (на 2 варианта).
Ход урока
I. Организационный момент. (2 минуты)
Учащимся сообщается тема урока, его цель и задачи, ход урока (основные этапы). Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
Начинается демонстрация презентации «Основные виды функций, их графики и свойства» – 1 слайд.
II. Актуализация опорных знаний. (7 минут)
1 этап. Вспоминаем определение функции – 2 слайд.
По итогам работы с данным слайдом учащиеся повторяют определение числовой функции, вспоминают её главные особенности.
2 этап. «Разминка» – 3 слайд.
Фронтальная работа с классом, совместное решение кроссворда (некоторые названия графиков и свойств функции). Предпочтительна работа с наиболее слабыми учащимися.
III. Повторение материала. (15 минут)
– А теперь вспомним свойства функции более детально. Достаём распечатки «Схема исследования функции» (Приложение 1) (они были розданы каждому учащемуся в процессе работы с данной темой в течение года) и с их помощью выполняем следующее задание в своих тетрадях.
4 слайд.
По окончании работы учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, идёт взаимопроверка выполненного задания.
– Как вам известно, заданий, связанных с основными свойствами функции, могут возникнуть и другие вопросы о ней, например, такие.
5 слайд.
– О «функциях вообще» мы с вами поговорили, пришло время вспомнить те из них, с которыми мы работали наиболее часто.
Раздаются распечатки «Основные виды функций и их графики» (Приложение 2). Параллельно идёт работа с ними и с 6 слайдом.
– Рассмотрим некоторые экзаменационные задания об этих функциях и их графиках.
7-11 слайды.
В процессе работы детально обсуждаются особенности данных функций и их графиков.
В последнем задании восстановить уравнение функции y=–2(x–2)2, соответствующее данному графику, можно несколькими способами, одним из которых является преобразование графика. Какое? (параллельный перенос на 2 единицы по оси абсцисс). Какие ещё преобразования можно совершать над графиками функций, мы с вами вспомним в процессе работы со следующим заданием.
12 слайд.
IV. Практическая работа. (12 минут)
Учащиеся выполняют задания, взятые из экзаменационных материалов прошлых лет по теме урока (2 варианта – Приложение 3, Приложение 4).
V. Подведение итогов урока. (3 минуты)
Фронтальная работа с классом:
- Сформулируйте определение функции.
- Какие виды функций можно назвать основными?
- Каковы их характерные особенности?
- Какова взаимосвязь между свойствами функции и её графиком?
- Каковы основные преобразования графиков функций? и т.п.
Наиболее активным учащимся выставляются оценки за урок.
VI. Домашнее задание. (1 минута)
- Повторить основные виды функций и их графики, схему исследования функции.
- В экзаменационных вариантах прошлых лет выбрать и решить 5 заданий по теме урока.
Список литературы:
- Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
- ГИА 2013 г. Математика. 9-й класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «экзамен», 2013.