Конспект урока музыки по теме "Мир человеческих чувств". 8-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 8


Тип урока. Комбинированный урок.

Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Задачи:

– через исполнение и коллективную деятельность подвести уч-ся к восприятию темы урока;
– в ходе аргументированных размышлений о многообразии человеческих чувств и переживаний подвести уч-ся к восприятию нового материала (Шуман “Грёзы”, Моцарт. Концерт № 23 ля мажор);
– в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении подвести уч-ся к образному миру музыки Моцарта, Шумана, Бетховена;
– подвести учащихся к осознанию органического взаимодействия главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
– научить уч-ся находить взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки и литературы;
– стимулировать учащихся к высокой активности в ходе решения проблемных ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент.

Распевка. Исполнение песни А.Макаревича “Пока горит свеча”.

Уч.: О чем хотели сказать авторы песни своим слушателям?

Д.: Песня несет в себе энергетический потенциал, который заряжает. Внутренний конфликт, постоянная борьба с самим собой, поиски, переживания, все это близко каждому из нас.

Учитель читает эпиграф к уроку.

В аттическую форму заключен
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жен
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживешь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
"В прекрасном – правда, в правде – красота.
Вот знания земного смысл и суть".

Перевод В.Микушевича.

Джон Китс (англ. John Keats; 31 октября 1795, Лондон — 23 февраля 1821, Рим) — третий (наряду с Байроном и Шелли) великий поэт младшего поколения английских романтиков.
Дата рождения: 31 октября 1795
Место рождения: Лондон
Дата смерти: 23 февраля 1821 (25 лет)
Место смерти: Рим
Род деятельности: Поэт
Направление: Романтизм

Обсудите в парах и скажите: “ О чём хотел сказать английский поэт?”

(Он верит, что "совершенство всякого искусства заключается в силе его воздействия, способной изгнать все несообразности, связав их тесным родством с Истиной и Красотой". Истинной сущностью человеческой души являются, с точки зрения Китса, доброта, любовь, жажда истины, способность к радости.)

Учитель: Послушайте фрагмент музыкального произведения.

(Звучит Шуман. “Грёзы”.)

Какое эмоциональное воздействие оказала на вас музыка?

Какие чувства были переданы композитором?

Какие средства выразительности использовал композитор для создания мечтательного образа?

(Спокойная, таинственная мелодия “Грез” зовет слушателя в мир высокой человечности, воспевая красоту и силу чувства. Слушая ее, человек спокоен, но сосредоточен, его охватывает ощущение покоя и благополучия, ясность ума находится в сочетании с легкой безмятежностью.)

Это произведение написал немецкий композитор Роберт Шуман.

Какое художественное название можно дать данному произведению?

Варианты ответов детей.

Учитель: Композитор назвал свою музыку – Грёзы.

Как вы понимаете значение этого слова?

(Грезы – это образы, которые дарит нам наше воображение, но это не простое виденье, которое можно разрушить, это то, что как будто переносит вас в параллельный мир, дает новые возможности, дарит новую жизнь. Наши фантазии помогают нам постичь самих себя.)

(Постановка темы.)

Учитель обращается к детям: исходя из всего того, о чём мы сейчас говорили, как вы думаете, как должна звучать тема нашего сегодняшнего урока.

Обсудите в парах и предложите свои варианты названия темы урока.

После обсуждения выбранное название темы записывается в тетрадь.

Тема урока: “Мир человеческих чувств”.

Работа с учебником.

Откройте пожалуйста учебники на странице 39.

Прочитаем первые два абзаца.

Попробуйте сформулировать проблемный вопрос к теме урока.

(Обсудите в парах.)

Проблемный вопрос урока.

Для чего служит музыка людям?

(Почему о музыке говорят, что это язык человеческих чувств?).

Прочитайте информацию на странице 51.

Учитель предлагает послушать фрагмент музыкального произведения.

(Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена (1 часть).)

Назовите композитора данного произведения.

Скажите, что такого в этой музыке, что привлекает к ней все новые и новые поколения?

(Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, оп. 27, № 2 (“Лунная”) — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 18001801 годах. “Лунной” первую часть сонаты(Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора – он сравнил это произведение с “лунным светом над Фирвальдштетским озером”. Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.)

“Лунная соната” стала одним из тех великих музыкальных созданий, которые пробуждают фантазию не только музыкантов, но и писателей, поэтов, художников.

Найдите подтверждение своим словам в учебнике на странице 54–55.

Учитель предлагает прослушать два фрагмента концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.(звучит музыка) Работа с учебником страница 42–44 .Используя материал, представленный в учебнике проведите сравнительный анализ трёх частей.

1-й ряд – 1-я часть (интонация светлая радостная, певучая мелодия, лёгкая танцевальность).

2-й ряд – вторая часть ( интонация трогательная и грустная,нежная и печальная).

3-й ряд – третья часть(интонация новой радости, познавшей тревогу и невзгоды, преодолевший их и возносящий смысл произведения на новую высоту торжествующего света).

Сделайте вывод. (В рамках одного произведения мы видим различные нюансы эмоционального состояния человека.)

Итак, подведем итог.

(Рефлексия.)

Вернемся к вопросам поставленным в начале урока.

Для чего служит музыка людям?

(Почему о музыке говорят, что это язык человеческих чувств?).

Музыка учит понимать нас язык человеческой души, учит понимать и прислушиваться к проблемам и страданиям других людей, учить радоваться и любить...

Музыка может без слов выразить все человеческие эмоции: радость, восторг, печаль, любовь...

В заключение сегодняшнего урока мы проведем небольшую тестовую работу, которая поможет вам закрепить и обобщить полученные знания.

На столах у вас лежат тесты, заполните на них ответы в тетради.

Дайте проверить свои работы соседу по парте, слушая правильные варианты ответов, оцените работу соседа.

Поставьте оценки в своей тетради:

1. За работу на уроке всего класса

2. Как работал лично я.

3. Насколько я усвоил материал.

В заключении, давайте вспомним песню: “Под музыку Вивальди”.

Приложение.