В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа начала строить принципиально новую модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Интеграция общего и дополнительного образования становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового стандарта является эффективная организация второй половины дня, основанной на взаимодействии образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования (УДО).
Данная интеграция позволяет достичь:
- формирования единого воспитательного пространства;
- социализации личности;
- развития творческих способностей обучающихся;
- обеспечения занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель взаимодействия образовательных учреждений и УДО – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме ребенка.
Концепция современного образования от воспитания гармонически развитой личности все больше склоняется к воспитанию личности творческой. Педагогические условия взаимодействия общего и дополнительного образования в процессе творческой деятельности детей являются совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, обеспечивающих целенаправленность интеграционного процесса с использованием педагогами современных педагогических технологий, средств и форм изобразительной деятельности, которые способствуют формированию художественных компетенций школьников:
- подготовка педагогов к обеспечению интеграции (формирование мотивационной заинтересованности, операционная подготовка);
- организационное и программно-методическое обеспечение интеграции (организация научно-методической подготовки и повышение квалификации педагогов по разным видам искусств, формирование коллектива педагогов-единомышленников; мониторинг и коррекция развития интеграционных процессов);
- разработка и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, заключающиеся в сотрудничестве обучающегося и педагога в практике художественно-творческой деятельности.
Развитию и совершенствованию художественного творчества школьников способствует ознакомление их с народной художественной культурой своего края.
Различные аспекты приобщения подрастающего поколения к эстетическим ценностям региональной культуры рассматривались в системе образования (Р.И. Атутовым, М.М. Будаевой, В.В. Судаковым, Н.Х. Сопоевой, Н.С. Ширяевой и др.). Проблемам совершенствования эстетического образования при изучении декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Курганской области посвящены работы А.Н. Зырянова, В.С. Медведевских, В.Н. Никитина, Ю.Н. Окунева, Р.Н. Пономаревой и др..
Мной разработана программа кружка «Декоративно-прикладное искусство Зауралья». На протяжении всего курса происходит знакомство школьников с характерными особенностями национальной одежды, обычаями, традициями, народными промыслами Курганской области. Изучение искусства своего края – мощное средство эстетического, трудового и нравственного воспитания. Самобытные художественные изделия передают представления народа о красоте и добре, учат любить и уважать труд и мастерство, восстанавливать утраченные национальные традиции, которые раньше тесно связывали поколения. Данный вид искусства призван развивать и совершенствовать творческие способности детей.
Использование педагогического потенциала ДПИ в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на творческое развитие личности школьника, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное, трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов обучающихся.
Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Содержание занятий кружка неразрывно связано с историей и географией, литературой и искусством Зауральского региона, и, соответственно, тесно взаимосвязано с дисциплинами учебного плана образовательного учреждения.
При ознакомлении с ДПИ родного края, отражающим опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков, исключительно важным является формирование эстетического ценностного отношения к нему. Именно этот вид искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче.
Однако остаётся нерешённым ряд вопросов,
связанных с обоснованием структуры, содержания и
технологии приобщения к эстетическим ценностям
школьников при изучении ДПИ родного края.
Занятия кружка имеют свои особенности:
- планировать их нужно, учитывая специфику ДПИ как вида искусства;
- подбирать изделия ДПИ и художественный материал высокой художественно-эстетической ценности;
- сочетать ознакомления с региональными промыслами с использованием изобразительного искусства, музыки, архитектуры, истории, религии, географического расположения своего края;
- производить личностное отношение к данному виду искусства.
Интерес школьников к ДПИ родного края появится тогда, когда будут выдержаны как специфические особенности занятий, так и их методологические принципы:
- понимание обучающимися искусства, как художественного отражения духовной жизни народа и сообщества, которая окружает ребенка;
- учета возрастных, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;
- отбор художественного материала с учетом принципа от простого к сложному;
- знание учителем истории родного края и объективная ее трактовка в культурно-художественном пространстве;
- разнообразие и целесообразность учебных форм работы и типов занятий;
- личностно-ориентированный подход в формировании учебных вопросов и задач;
- выбор модели занятия с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.
Основными методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях являются: беседа, лекция, музейные уроки, заочное путешествие, конкурс знатоков ДПИ Зауралья, встречи с мастерами, викторины, экскурсии, посещение краеведческого и художественного музеев, выставок ДПИ. Освоение материала идет через собственную творческую деятельность, что позволяет обучающимся самоактуализироваться в рамках изучаемого материала, проявить свои творческие способности в различных видах деятельности, превратиться из пассивных слушателей в активных участников занятий.
Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ его членов и проведение итоговых занятий. Выставка – одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. На специальных стендах раскрывается содержание деятельности кружка, участие кружковцев в массовых мероприятиях образовательного учреждения, выставках и конкурсах разных уровней, рассказывается о перспективах будущей работы. Организация и проведение выставки – кропотливая и трудоемкая работа. Следует тщательно продумать размещение экспонатов, сделать надписи с указанием фамилии, возраста исполнителя. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, дали оценку творческих работ, сделали конкретные замечания.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Одним из условий является взаимодействие общего и дополнительного образования.