Обобщающие слова в предложении с однородными членами

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные:
    • знать обобщающие слова;
    • уметь находить обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
    • уметь ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
    • повторить правописание приставок при- пре-.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию аналитических навыков;
    • развивать навыки самоконтроля и самооценки;
  • Воспитательные:
    • формировать умение сотрудничать,
    • способствовать раскрытию творческих способностей.
УЭ

Деятельность учащихся

Руководство по освоению учебного материала

Контроль

УЭ-0
3 мин.
Цели урока: знать обобщающие слова;
Уметь:
находить их в тексте;
ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
использовать предложения с обобщающими словами в речи.
Повторить: правописание приставок при- и пре- .
 
УЭ-1
6 мин.
Проверка домашнего задания Цель:
Повторить изученный на предыдущем уроке материал о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
1. Построить схемы 4,6,7,9,10 предложений из № 377.
2. Объяснить постановку знаков препинания в 1-3,5,8 предложениях из № 377.
 

 

Самопроверка (по образцу на доске).
Диалог (учитель–ученик).
Без ошибок – 2 балла.
1-2 ошибки – 1 балл.
> 2 ошибок – 0 баллов.

УЭ-2.
5мин
  Цель:
Повторить правописание приставок при- и пре-.
1. Прочитайте & 27.
2. Продиктуйте друг другу словарный диктант (упр.143).
Взаимопроверка.
Без ошибок – 2 балла.
1-2 ошибки – 1 балл.
УЭ-3.
10-15 мин
Знаки препинания Примеры
1  
2  
3  
Цель: знать обобщающие слова и знаки препинания при них.
1. Прочитайте & 84.
2. Заполните таблицу «Знаки препинания в  предложениях с обобщающими словами».
3. Заполните таблицу примерами из упражнения 379(1часть).
Диалог (учитель–ученик).

 

Вся таблица – 3 балла,
Частичное заполнение – 1 балл.

УЭ-4.
5-7 мин
  Цель: уметь составлять схемы предложений с обобщающими словами.
1. Постройте схемы 1,3,5,7,9 предложений из упражнения 379.
Взаимопроверка по образцу.
Без ошибок – 2 балла.
1 -2 ошибки – 1 балл.
>2 ошибок – 0 баллов.
УЭ-5.
6 мин
Предложения.
1. Отчеканенные на портретах лица аллегорических богинь –олицетворение прекрасных…… Франции , Италии, Греции  – казались печальными.
2. И ….. на столах, на рояле, на полу – громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени.
3. Пусть нет еще первого снега, но … уже пахнет этим снегом и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
Цель: уметь подбирать подходящие по смыслу обобщающие слова, расставлять знаки препинания.

1. Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу обобщающие слова.
2. Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Самопроверка по образцу.

Без ошибок – 3 балла.
1 ошибка – 2 балла.
2 ошибки – 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-6.     12-15 мин.

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Все вокруг земля, крыши гаражей, скамейки – покрыто тополиным пухом.
2. Никто: ни родители, ни друзья, ни учителя – не ответил на мои вопросы.
3. На клумбе красовались разные цветы: яркие маки, нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4. И справа, и слева, и впереди – всюду молнии разрезали небо.
2. Найдите предложение, соответствующее схеме о:о,о,о –…  .
1. Вымыли окна, протерли полы – словом, подготовили класс к работе.
2. Потом задрожало все: воздух, стены,  свет, звуки , весь мир. 
3. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей , в кепках, в волосах – везде.  
4. Все это: шум, говор, толпа людей  – было как-то чудно Акакию Акакиевичу.

3. Какой схеме соответствует предложение: 

Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно.

1) о: о, о, о…
2) о, о, о – …
3) о: о, о, о –…
4) о, о, о – словом, …

4. В каком предложении при однородных членах есть обобщающее слово:

1. Древесина, как писалось в книжке, является очень точным документом, она свидетель всех земных и небесных сил, проявившихся за период роста деревьев.

2. Несколько лет тому назад мне в руки попалась книжка «Занимательная метеорология».

3. Засухи, ливни, пожары, солнечные пятна, изменение климата – словом, всё-всё, что пережила земля и увидело небо, фиксируется и хранится в туго свернутой ленте годового кольца.

4. Уже не помню, кто был её автором, но одна глава заинтересовала меня чрезвычайно.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:

Настоящему рыбаку нужно многое ( ) река, утренние зори, голубые вечера и тишина.

1. Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2. Ставится двоеточие, вторая часть дополняет первую, раскрывая утверждение, содержащееся в ней.
3. Ставится тире – вторая часть содержит вывод.
4. Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Тестовая работа

Цель: определить уровень знаний по теме «Обобщающие слова»

Взаимопроверка по ключу.

Ключ:

1 – 1.
2 – 4.
3 – 2.
4 – 3.
5 – 4.

Вся работа – 2 балла.
3-4 ответа – 1 балл.
< 3-0 баллов.

УЭ-7.
20 мин.
Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему .И Аустерлиц с высоким небом и мертвое укоризненное лицо жены и Пьер на пароме и девочка взволнованная красотою ночи и эта ночь и луна и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет жизнь не кончена в тридцать один год, – вдруг окончательно беспременно решил князь Андрей.–Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо , чтоб и все  знали это и Пьер и эта девочка которая хотела улететь в небо, надо, чтоб все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь чтоб не жили они так как эта девочка независимо от моей жизни чтоб на всех она отражалась и чтобы они жили со мною вместе».
Цель: внешняя оценка.
1. Спишите текст, расставьте знаки препинания.
2. Какое средство выразительности (связанное с темой урока) использовал Л. Толстой?
3. Используя названное средство выразительности, напишите о лучших минутах вашей жизни.
Оценка учителем
Дифференцированное домашнее задание.
  1. Параграф 84 (работа с таблицей, замена другими примерами).
  2. Упражнение 380.
  3. Выполнить (по сборнику ЕГЭ) задание А23, вариант 5.
1. Прочитайте еще раз в технологической карте цели урока.
2. Достигли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке.
5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на урок:
а) проработаю материал модуля еще раз;
б) прочитаю по учебнику параграф; выполню упражнение;
в) повторю материал по схемам, выполню упражнение;
г) повторю параграф, сделаю упражнение, чтобы ликвидировать пробелы по ранее изученному материалу.
 

Критерии оценивания работы учащегося на уроке

1. Составление схем предложений – 2 балла.
2. Словарный диктант – 2 балла.
3. Составление таблицы – 3 балла.
4. Составление схем прдложений – 2 балла.
5. Подбор обобщающих слов, постановка знаков препинания – 3 балла.
6. Тестовая работа – 2 балла.
Итого: 14 баллов.

Для учителя

«5» – 13-14 баллов.
«4» – 11-12 баллов.
«3» – 8-10 баллов.
«2» – менее 8 баллов.