Цель урока: раскрыть значение Северного морского пути для народного хозяйства страны; довести до понимания учащихся правильность выбора средства передвижения в условиях Севера.
Задачи:
- Образовательные: показать необходимость Северного морского пути; дать обучающимся общее представление об условиях Севера.
- Коррекционно-развивающие: продолжать работу над развитием умений давать характеристику природным условиям; совершенствовать умение работать с разными видами географических карт.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатство на земле, и в государстве.
Основные знания: 1930 г. – первый ледокол «Сибиряков» прошёл путь от Мурманска до Эйлина, с 1960 г. – по Северному морскому пути плавают атомные ледоколы.
Основные термины и понятия: Навигация, Диксон, Певек, Тикси, Мурманск, Владивосток.
Оборудование и материалы: Карта «Природные зоны России», карта «Физическая карта РФ», контурные карты, репродукции картин: «Север», «Ледокол «Ленин»», предметные картинки: самолёт, корабль; видеофильм «Зона Арктических пустынь».
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок целеполагания.
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте дети, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними, (здороваются). Садитесь.
Сегодня на уроке, мы свами узнаем, как моряки впервые прошли по Северному морскому пути, о его необходимости для людей живущих в северных районах нашей Родины, узнаем о суровости северного климата. «Совершим путешествие» по этому пути по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов.
II. Повторение пройденного материала.
- Для того, чтобы совершить сегодняшнее путешествие мы должны повторить названия морей Северного ледовитого и Тихого океанов. (раздаётся задание 4-м уч-ся на перфокартах) (Рисунок 1).
- Назовите моря Северного ледовитого океана и покажите их по карте (1 уч-ся у доски).
- Назовите моря Тихого океана и покажите их по карте (1 уч-ся у доски).
- Какие полуострова расположены в Северном Ледовитом и Тихом океанах? (показывают по карте у доски).
- Задание в конверте: «Выбери животных Арктики». (в конверте предметные картинки: слон, полярная сова, павлин, белый медведь, морж, морской котик).
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
- Вступительное слово учителя.
Из-за суровых условий в зоне Арктических пустынь очень малочисленный растительный и животный мир. Люди, которые живут в Арктике отрезаны от большого мира, непроходимыми снежными заносами, замёрзшими причудливо льдами 9 месяцев в году.
Сотни лет русские моряки и учёные мечтали проложить путь в Тихий океан вдоль берегов Северных морей. Долгое время эти попытки были неудачными.
- Название темы нашего урока скрыто под этими числами по порядку, каждое число – буква, по порядку в названии темы, но чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возростания чисел и прочти слова.
с | е | в | е | р | н | ы | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
м | о | р | с | к | о | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
п | у | т | ь |
1 | 2 | 3 | 4 |
(разрезаются)
(ученик у доски выполняет задание выстраивая порядок карточек с числами и буквами)
– Прочитайте название темы. Запишите в тетрадь, число и тему урока.
IV. Изучение новой темы.
- Вступительное слово учителя.
Суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.
(чтение учителем отрывка из стихотворения С. Есенина «Метель»)
«…Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберёшь,
Где даль,
Где близь…»
- Работа с текстом стихотворения.
– Почему поэт сравнивает метель с визгом кабана?
– Почему в ледяной туман нельзя разобрать «где даль, где близь»?
- Работа с предметной картинкой «Север».
– Что вы видите на картинке?
– Какие цвета преобладают на картине?
– Какие ощущения вызывает у вас эта картина?
– С чем они связаны?
– Чего больше хочется глядя на эту картинку?
(Рисунок 2)
- Работа с сюжетными картинками «Собачья упряжка» и «Оленья упряжка». (Рисунок 3)
– Жителям севера приходилось очень много передвигаться на собаках, оленях, но много грузов не увезёшь на упряжке. Нужно было выбирать другой способ передвижения.
- Беседа с заданием.
– Как вы думаете, ребята, какой способ передвижения по северным пустыням более практичный? – Почему?
– (выбирают нужную картинку из предложенных на доске: автомобиль, самолёт, корабль). При этом дают сравнение кораблям. (ледокол, обычный грузовой теплоход).
Региональный компонент.
– А в нашей местности на каком виде транспорта можно передвигаться?
– Почему?
- Просмотр документальных видеоматериалов о севере.
- Беседа.
– Для чего нужен был Северный морской путь?
– Возможен ли был этот путь без специального корабля?
- Слово учителя.
В таких условиях приходилось работать учёным, которые приезжают в Арктику, жить коренным жителям Севера. Но людям не хотелось мириться с суровой природой. Человек хотел подчинить стихию, усмирить ветра, подчинить себе погоду.
- Сообщение учащегося.
– Человек хотел подчинить себе холодные моря Севера. В 30-е годы XX века, ледокол «Сибиряков» прошёл от Архангельска вдоль берегов ( показывает по карте путь корабля) Северного Ледовитого океана до Уэлена, что в Беринговом проливе, за одну навигацию, без зимовок. С тех пор Северный морской путь превратился в постоянный транспортный путь.
(на доске вывешивается предметная картинка корабля и слова – «ледокол «Сибиряков»»).
(Рисунок 4)
- Словарная работа.
– на стр. 172 учебника слово – «ледокол» (читают, разбирают, записывают пояснение в тетрадь; на доске слово «ледокол» прикреплено на магнит)
- Работа с физической и контурной картой – «Мозговая атака».
– Читают отрывок текста на стр. 47 учебника –«Ледоколы….» (показывают порты на физической карте, в которые заходил ледокол, отмечая стрелками на карте, и отмечают их в контурной карте, сопоставляя карты – физическую и контурную – Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Владивосток.
– Какое расстояние проходят суда от Мурманска до Владивостока?
– 12 тыс.км.
- Работа с учебником.
– Какие грузы доставляют жителям Севера?
(ответ словами текста – стр.47 учебника, последний абзац, находит и читает ученик).
– А какие грузы везут с Севера? (текст на стр.48)
- Работа с художественной литературой.
( чтение учителем отрывка из поэмы С. Есенина «Страна негодяев»)
«…Чем больше гляжу я на снежную ширь,
Тем думаю всё упорнее,
Чёрт возьми
Да ведь наша Сибирь
Богаче, чем жёлтая калифорния»….
– С чем сравнил автор этих строк Сибирь?
– А теперь по карте давайте сравним два этих объекта?
– Это сравнение было не случайно. В те далёкие времена Сибирь ещё не считали богатым краем, т.к. не все сибирские богатства были открыты.
- Слово учителя. (на доске картинка с изображением ледокола)
– Что вы видите на картинке?
– Почему ледокол идёт первым?
(уч-ся отвечают)
- Сообщение учащегося.
– С 1960 года во льдах стали прокладывать атомоходы. Атомоходам не нужны тысячи тонн угля и дизельного топлива. Они берут небольшое количество атомного топлива и могут плавать не заходя в порты. Им нужен один спичечный коробок атомного топлива на 12 тысяч км. Эти корабли могут больше взять грузов для жителей Севера.
- Работа с учебником.
– Какое значение для нашей страны имеет Северный Морской путь? Ответьте словами из текста. (стр.48, последний абзац)
- Работа с картами. (меняется карта «России» на «Карту полушарий»)
– Учитель показывает первый путь – от Архангельска до Берингова пролива через Атлантический океан, вдоль берегов Азии и второй – от Архангельска до Берингова пролива через Северный Ледовитый океан.
– Какой путь ближе?
V. Первичное закрепление нового материала.
- Фронтальная работа.
– Для чего был проложен Северный Морской путь?
– Задание №9 на стр.15 в рабочих тетрадях (запись с комментариями).
(Рисунок 5)
– Задание №4 на стр.13 в рабочих тетрадях (читают, отвечают, записывают)
(Рисунок 6)
Релаксация. (задания выполняются под лёгкую успокаивающую мелодию).
- Региональный компонент.
– Мы с вами живём в Ростовской области, она расположена в степной зоне;
– Вспомните, в каком тепловом поясе? (умеренном)
– Сколько месяцев длятся все времена года в этом поясе? (по три месяца)
- – Какой путь короче: через Азию или через Арктику?
VI. Итоги.
Объявление оценок за работу на уроке с комментариями.