Внеурочное занятие по развитию речи во 2-м классе. Тема: "Компьютер"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия:

  • углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку,
  • развитие активного самостоятельного творческого мышления,
  • развитие эмоционального мира ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийная установка
  • Нетбуки для учащихся
  • Авторская презентация к данному уроку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Тему занятия вы узнаете, если разгадаете этот шифр. (Презентация. Слайд 1)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о пользе компьютера.
– На какие вопросы постараемся ответить?
– Для чего нужен компьютер?
– Всегда ли полезен компьютер?

 II. Лингвистический этап (Слайд 2)

1. Эмоциональная речевая разминка-шутка

– Ты куда идешь?
– Никуда.
– А он куда?
– Меня догоняет.

– Как вы поняли эту шутку? (Эта шутка о двух ленивых людях, которые ничего не хотят делать, гуляют бесцельно.)

2. Рассказ учителя

А вы знаете, что впервые компьютер был изобретен в Европе в 1943 году. Он весил 30 тонн и состоял из 18 тысяч электронных ламп, имел производительность 5 тысяч операций в секунду. Компьютер «прожил» 9 лет и последний раз был включен в 1955 году. В 1970 году появляется компьютер «Бейсик», первый коммерческий мини-компьютер (размером примерно с автомобиль) с монитором и клавиатурой. Затем, в процессе развития науки, компьютеры уменьшались в размерах. (Слайд 3)

3. Игра «Подбери пару»

мышка                                     стол
кнопки                                     коврик
монитор                                  клавиатура

(Мышка – коврик; кнопки – клавиатура; монитор – стол.) (Слайд 4)

4. Игра «Веселый наборщик»

Даны буквы: К, Е, Г, Т, К, О, А, Н, Ь, М, О, С, В, Ы, Ш, Р, И, Л. Составьте 5 слов на тему урока. (Мышка, коврик, игра, стол, монитор.) (Слайд 5)

5. Составление предложений со словом «компьютер»

Примерный  текст детских предложений:

Мне купили компьютер. Я играю в компьютерные игры. С помощью компьютера мама мне нашла материал о белых медведях – у меня получилось интересное выступление на уроке естествознания. Нельзя играть очень долго на компьютере, это вредно для глаз.

6. Игра «Четвертое лишнее»

Найдите лишнее слово в каждой строчке.

Конверт, открытка, деньги, марка.
Красивый, умный, веселый, спелое.
Кошка, лиса, заяц, белка.
Шкаф, ковер, полка, диван.
Магнитофон, компьютер, чайник, телевизор. (Слайд 6)

7. Игровое упражнение «Фантазеры»

Детям предлагаются тройки слов,  которые нужно включить в предложение. Победит тот, кто удачнее соединит слова.
Например: чай, очки, газета. Дедушка выпил чай,  надел очки и начал читать газету.

Обед, трамвай, библиотека. (Библиотека была закрыта на обед, поэтому я сел в трамвай и поехал домой.)
Друг, кино, мороженое. (Мы с другом посмотрели кино и купили мороженое.)
Теплоход, север, школьники. (Школьники катались на теплоходе «Север».)
Компьютерный, ученики, класс. (Ученики занимались в компьютерном классе.) (Слайд 8)

8. Чтение анаграмм

– Вспомним, что называется анаграммой.

Анаграмма (греч. апа – пере + §гатта – буква) – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составлявших другое слово (например, мука – кума)
Переставив  буквы местами,  образуйте новые слова: лучок  (чулок), сачок (часок), ручка (чурка),  ниша (шина), манишка (машинка).

Ниша – углубление в стене.
Манишка – белый нагрудник женского платья или мужской сорочки.

(Слайд 9)

9. Письмо по памяти

– Как вы понимаете поговорку «Ошибка не обман»? (Допустить  ошибку  может каждый,  это простительно. Обманывать  очень плохо.) (Слайд 10)

10. Разгадывание шарады

Разгадайте шараду. Слово-отгадку запишите в клеточки.

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое – в музее
Найдете без труда.

                           

(Картина.) (Слайд 11)

– Подчеркните орфограмму в данном слове. Придумайте словосочетание с этим словом. (Картина в галерее; купили картину; повесили картину; яркая картина; страшная картина; веселая картина; изображено на картине; картина на мониторе...)

11. Веселая минутка

Побежали, побежали
Коля, Толя, Ксюша, Майя –
(Загибание пальцев на правой руке.)
Вот компания какая!
(Показать оба больших пальца.)
Побежали: раз-два-три!
(Бег на месте, хлопки в ладоши.)
Нас попробуй догони!
(Прыжки.)
Побежали, побежали,
(Бег на месте.)
Всех знакомых обогнали –
(Поворот вокруг своей оси.)
Тетю Валю, бабу Капу
(Загибание пальцев на левой руке.)
И ее кота Потапа.
На качелях покачались,
(Перекат с пяточек на носочки, руки на поясе.)
И опять бегом помчались.
(Прыжки.)
Так бежали, так бежали,
(Разведение рук в стороны.)
Что споткнулись и упали –
(Наклон вперед.)
Грох!
(Присесть.)
Побежали мы домой,
(Бег на месте.)
Поиграли в прятки,
(Закрыть глаза руками, присесть.)
Улеглись в кроватки...
(Положить руки под щеку, сделать глубокий
вдох.)
Ох!
(Сделать выдох.)

III. Литературоведческий этап

1. Чтение и сочинение чистоговорок

Ор-ор-ор – красивый монитор.
Ра-ра-ра – ах, веселая игра.
Ер-ер-ер – новый компьютер. (Слайд 12)

2. Языковая игра «Бесконечное предложение»

Начиная со слова «клавиатура», составляем предложения, добавляя по одному слову.

Клавиатура. Белая клавиатура.



На моем компьютерном столе лежит белая клавиатура.

3. Написание и иллюстрирование сочинения

– Ребята, скажите, пожалуйста, когда компьютер приносит пользу человеку? (Компьютер  помогает  находить нужную информацию. Мне очень нравится сайт Кирилла и Мефодия, там есть энциклопедия. Я могу сочинять музыку, изучать английский язык, рисовать гжель. Я люблю играть на компьютере.  Мне всегда с ним очень весело.)

– Можно ли два-три часа сидеть за компьютером? (Нет, так как это вредит здоровью.)

– А сейчас мы напишем сочинение на тему «Компьютер»

4. Чтение детских работ, просмотр иллюстраций

План

1) Что такое компьютер?
2) Что можно делать при помощи компьютера?
3) Польза компьютера для человека. (Слайд 13)

Примерный текст сочинения:

У меня дома на столе стоит компьютер. Он состоит из клавиатуры, мышки, системного блока, монитора. При помощи клавиатуры я печатаю, мышкой – веду стрелкой и выбираю нужную мне папку. Системный блок – это мозг всего компьютера, без него ничего бы не работало.
На компьютере я играю в разные игры, смотрю фильмы, слушаю музыку, рисую.
Компьютер помогает нам во всем. Он облегчает нашу работу. Компьютеры используются в школах, в магазинах, на заводах и фабриках и даже в космосе.
Компьютер – это чудо техники! (Слайд 14)

IV. Подведение итогов

Презентация составлена по книге  Калантаровой Н.Н.
Уроки речевого творчества: 2класс. – М.: ВАКО, 2009. – 176с. – (Мастерская учителя)