Цель урока: формирование у учащихся представления о жизни в селе и городе
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятиями «город» и «село».
- Формировать умения сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов.
- Развивающие:
- Развивать функции мышления (анализа, сравнения, обобщения).
- Корригировать внимание учащихся, память, воображение
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитывать любовь и уважение к своему городу.
- Воспитывать умение работать в парах.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентации «Города и села», «Достопримечательности г. Красноярска», карточки со словами «город», «село», карточки с отличительными чертами города и села, плакат с кресс кроссом, подбор звуков города и села.
План урока:
- Оргмомент. 1 мин.
- Повторение пройденного (фронтальный опрос с помощью мяча). 2 мин.
- Целеполагание и актуализация (разгадывание кресс кросса, формулирование темы и цели урока). 3 мин.
- Изучение нового материала (Презентация). 10 мин.
- Тематическая физ. пауза. 7 мин.
- Оформление выводов в таблице. 10 мин.
- Беседа о родном городе. 10 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте ребята!
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового
и интересного, будем играть в разные игры и
беседовать на разные темы. Вы готовы начать урок? (Да!)
II. Повторение пройденного (фронтальный опрос с помощью мячика)
Замечательно и начнем мы наш урок с игры. Я прошу вас встать из-за парт. Я вам буду задавать вопросы и бросать мячик, тот кому я кинула мяч, очень быстро отвечает на вопрос и возвращаете мяч назад. И так, начали.
1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Родная
страна)
2. Что такое Российская федерация? (Страна в
которой мы живем, наша Родина)
3. В каком полушарии находится территория нашей
Родины? (В северном)
4. Назови государственные символы Россию. (Герб,
флаг, гимн)
5. Назовите столицу Российской Федерации. (Москва)
6. Скажите, в какой части России мы живем (в каком
крае)? (Красноярском крае )
– Молодцы ребята, я вижу, что вы были очень внимательными на предыдущем уроке и легко ответили на все мои вопросы, надеюсь, что сегодня вы будете такими же внимательными и активными.
III. Целеполагание и мотивация
Учитель. Обратите внимание на доску. Это кресс-кросс, разгадав его, вы узнаете ключевые слова к теме нашего сегодняшнего урока.
На плакате нарисована таблица с кресс кроссом.
В |
П |
С |
Д |
Т |
Р |
Й |
О |
Е |
Р |
С |
Я |
Е |
Р |
Л |
М |
Л |
В |
И |
С |
О |
О |
К |
Н |
Т |
Ф |
Ж |
В |
З |
П |
Г |
О |
Р |
О |
Д |
Т |
Д. – Находят слова «город», «село» и зачеркивают их маркером.
– Совершенно верно, и так давайте
сформулируем тему нашего сегодняшнего урока
– «Город и село» (Слайд 1).
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Правильно, цель нашего сегодняшнего урока
узнать, что же такое город и село, сравнить и
найти основные особенности этих населенных
пунктов.
– Вы помните, что такое населенный пункт? (Населенное
людьми место)
IV. Изучение нового материала
1. Беседа по вопросам учителя в сопровождении Презентации
– Внимательно посмотрите на экран, что
изображено на фотографиях? Слайд 2 (город
и село).
– Вспомните и скажите, как называют людей,
живущих в городе (горожане), а как называют
людей живущих в селе? (сельчане)
– Давайте сравним эти две картинки и найдем
отличительные черты города и отличительные
особенности села.
– Как вы думаете, в каком населенном пункте
больше жителей, в селе или городе? (В городе)
Значит город крупный населенный пункт, а село?
– Обратите внимание на дороги, какие дороги в
городе, а какие в селе? Что такое проспект? о
– На какой фотографии вы заметили больше зеленых
растений? (Там где изображено село, в городе
деревьев и других растений меньше, чем в селе.
Село окружено лесом.)
– Значит, в каком населенном пункте воздух более
чистый? (В селе, потому что село окружено лесом,
в котором много грибов, ягод, трав). А в городе?
– В каких домах живут горожане, а какие дома у
сельчан? (У горожан многоэтажные кирпичные, у
сельчан как правило одноэтажные, двухэтажные
деревянные)
– Как называют очень высокие дома? (Небоскребы)
Слайд 3
– Как вы думаете, образ жизни горожанина и
сельского труженика одинаков, или различен? (Конечно
различен)
– Чем занимаются люди в городе, где работают?
(На фабриках, заводах, крупных предприятиях) Слайд
4
– Чем занимаются люди, живущие в селе? (Выращиванием
растений, разведением домашних животных) Слайд
5
– Какие любимые развлечения есть у городской
детворы? (Аттракционы, цирк, кинотеатры,
спортивные площадки) Слайд 6
– Какие машины используются сельскими жителями
для полевых работ? (Тракторы, косилки, сеялки)
Слайд 7
– Где строят фермы, для чего? (В селах для
разведения домашних животных). Слайд 8
(ферма, фермер) Ферма – животноводческое
подразделение сельской местности. Фермер –
владелец участка земли или нескольких домашних
животных, то есть владелец фермы.
– На каком транспорте добираются люди на работу
в городе? А как добираются до работы большинство
сельских жителей, почему?
– Где городские жителя строят свои дачные
участки, для чего?
– Каким образом жизнь сельчан связана с временем
года?
– Молодцы ребята, вы совершенно верно ответили
на все вопросы.
– Давайте подведем итог нашей беседы. Что же
такое город? Что такое село?
Физпауза
2. – Молодцы, вы отлично поработали самостоятельно, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.
Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.
Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; трамвай; колодец; кинотеатр; топор; утка; проспект; приусадебный участок; много машин.
– Молодцы. А сейчас я прошу вас сесть на свои места, и мы поиграем еще в одну игру. Сейчас вы закроете глаза и будите очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?
Учитель включает аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы», «Подъезд автобуса», «Щебет птиц на рассвете».
– Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.
V. Закрепление изученного
– А сейчас давайте подведем итог и
сделаем мы это в виде таблицы.
Обратите внимание на доску, я вешаю таблички с
названиями населенных пунктов, которые мы
сегодня изучали. Я приготовила для вас
карточки с признаками этих населенных пунктов. А
вы должны взять карточку, и повесить ее
рядом с табличкой соответствующего населенного
пункта.
Карточки: крупный населенный пункт; развит
общественный транспорт; множество заводов и
фабрик; дороги покрыты асфальтом; мало зелени,
загазованный воздух; многоэтажные дома из
кирпича; памятники, музеи, кинотеатры; небольшой
населенный пункт; много зелени, чистый воздух;
люди занимаются выращиванием растений и
разведением домашних животных; деревянные
частные дома; окружено лесом, в котором много
грибов, ягод и трав, проселочные дороги.
– Ребята, подумайте и скажите, что город дает
селу, а село городу? Могут ли город и село
существовать друг без друга?
VI. Беседа о родном городе
– Скажите, ребята, в каком населенном пункте мы
с вами живем? (В городе)
– Как называется наш город? (Красноярск)
– Я задавала вам домашнее задание узнать,
сколько человек проживает в нашем городе. Кто
может ответить на этот вопрос? (1 006 800
человек)
– Как называется улица, на которой стоит наша
школа? (Пр. Машиностроителей)
– А вы обращали внимание, как освещается наша
улица? (С помощью фонарей)
– Какие здания стоят на нашей улице, для чего они
предназначены (Школа, магазин, ит.д.)
– Скажите, какая река протекает в нашем городе? (Енисей)
– Есть ли в нашем городе фабрики, заводы? Какие вы
знаете? (Шинный, ЦБК и т.д.)
– В нашем городе много достопримечательностей и
памятников. Какие вам известны?
– Еще в нашем городе есть музеи. Какие вы знаете? (Краеведческий,
центральный и т.д.) (Слайд 9)
– А какие красивые в наше городе вокзалы. Какие
вокзалы вы знаете? (Слайд 10)
– А еще в нашем городе есть часовня, которую
видно из разных частей города, эта часовня так же
присутствует на десятирублевой купюре. (Слайд
11)
– Что украшает наш город? (Мосты, фонтаны и
т.д.) (Слайды 12-16)
– В нашем городе много достопримечательностей,
но как сделать, чтобы сохранить красоту и
богатство нашего города и других городов и
деревень? (Беречь природу, любить и защищать
свою Родину, охранять памятники от гибели).
VII. Итог урока
– Молодцы, ребята. Вы отлично сегодня
поработали, что нового вы узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравились?
– А какие задания вам было сложно выполнить, что
вам помогло с ними справиться?
– Мы добились поставленной цели? (Узнали, что
такое город и село)
– Я с вами полностью согласна. Сегодня все
работали активно и добросовестно.
VIII. Домашнее задание: в рабочих тетрадях заполнить сведения о своем городе.
– Спасибо вам за урок, можете быть свободны.