Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Натуральные числа и действия с ними"

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • Дать понятие натурального числа.
  • Повторить понятия, классы, разряды, цифры.
  • Способы записи чисел.
  • Сравнение чисел.
  • Буквенные выражения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • вооружить учащихся системой знаний умений и навыков.
  • Воспитательные:
    • формировать у учащихся научное мировоззрение нравственные качества.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, память, воображение, восприятие.

Для урока необходимо:

  • Учебник математики 5 класс автор Виленкин. Н. Я., В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург
  • Чертежные инструменты
  • Проектор
  • Компьютер
  • Экран
  • «Волшебный сундучок», идея Васильевой Ю.Б.
  • Цифры на листах А4 прикрепить к выступающим: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Коробочки с соком прямоугольной формы (для выполнения практической работы)
  • Подготовить спектакль (продолжительностью 3-5 мин)

ХОД УРОКА

Рисунок 1. Стихотворение «Устный счет»

1. Устный счет из учебника математики 5 класс И.Я. Виленкин и др. «Мнемозина» 2011г №590 (записан на доске). Ответ дети показывают с помощью карточек-веер с ответом

2. Работа по слайдам

Рисунок 2. Слайд. 1. Подготовленный рассказ ребят о других ситемах исчисления.

Рисунок 3. Слайд. 2. Подготовленный рассказ ребят о других ситемах исчисления.

Рисунок 4. Слайд. 3. Самостоятельная запись цисел учащимися, после рассказа одноклассников (фронтальная проверка)

Рисунок 5. Слайд. 4. Выполнение задания «устно»

Рисунок 6. Слайд. 5. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 7. Слайд. 6. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу).

Рисунок 8. Слайд. 7. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу).

Рисунок 9. Слайд. 8. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу).

Рисунок 10. Слайд. 9. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 11. Слайд. 10. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу).

Учащиеся любят быть в роли учителя.

3 . «Веселая минутка»

Подготовить заранее мини-спектакль 3-5 мин. После спектакля: Что узнали ? Какие понятия повторили? Чему учит этот спектакль? Похвалить? Поставить отдельную оценку за участие в спектакле.

Действующие лица:

Автор.
Единица.
Двойка.
Тройка.
Четверка.
Пятерка.
Шестерка.
Семерка.
Восьмерка.
Девятка.
Ноль.

Автор. В стране Цифирии жили-были цифры, и каждая из них гордилась своей величиной. Соберутся, бывало, вместе, только от них и слышно...
Единица. Ой, какая я натуральная, меня одну и семеро подождут, когда кому-нибудь первое место присвоить нужно.
Двойка. А я тоже натуральная, не один дневник без меня не обходится. Мой красивый хвост везде мелькает.
Тройка. Я совсем в три погибели согнулась, то в матема­тике тройкой служу, то в русском языке букву «3» заменяю.
Четверка. У меня тоже дополнительная нагрузка: мне четыре стороны света считать надо.
Пятерка. А я устала, по сновидениям брожу. Обо мне каждый ученик мечтает.
Девятка и Шестерка. А мы братья акробаты, нас лег­ко спутать.
Семерка. Я семерка-кочерга, у меня одна нога. Без меня вы не сможете и отрезок отметить, и дни недели сосчитать, и на седьмом небе побывать.
Восьмерка. А уж я самая натуральная. Я на калач по­хожа и на две баранки.
Автор. И так они каждый день похвалялись, и только одна цифра стояла в сторонке грустная и не участвовала в раз­говоре.
Ноль. А я совсем не натуральный, я ноль, наверное, я просто дырка и ничего не значу.
Автор. А в это время Единица сказала.
Единица. А давайте сегодня играть в деление.
Пятерка. Очень хорошо, будем играть в признак дели­мости на пять.
Тройка. Ну, уж нет, лучше на три.
Восьмерка. Нет уж, на восемь.
Семерка. Давайте, чтобы всем было не обидно, будем делиться друг на друга.
Ноль. Подождите! И меня возьмите! Я тоже играть хочу.
Четверка. Да мы уж брали тебя в прошлый раз, и что из этого вышло? Сколько мы с тобой ни складывались, ничего не получалось.
Двойка. И когда в вычитание играли, такая же история вышла.
Девятка. А уж делить на тебя и вовсе нельзя.
Автор. Обиделся Ноль и пошел куда глаза глядят, а ци­фры даже этого не заметили. Ноль побрел к городу Геомеци-лия. Идет, удивляется: улицы прямые, дома стоят красивые, то куб, то параллелепипед попадется. А на главной площади спортивный праздник: соревнуются геометрические фигуры: кто дальше допрыгнет. Главный судья — Отрезок — даже вспо­тел: никак не может решить, кому первое место присвоить: ведь нет координат и на пьедестале не видно, где первое ме­сто. Увидели они Ноль и зовут: «Встань, пожалуйста, в начале луча — от тебя отсчет будем вести».
Ноль. Да я, наверное, не смогу: сколько раз я вперед цифр становился, и ничего от этого не менялось.
Автор. Встал Ноль в начало, а Координатный Луч побе­жал и добрался до Цифирии, увидели его цифры и удивились.
Двойка. Что это здесь наш Ноль делает?
Ноль. Я теперь служу началом отсчета и на вас зла не дер­жу. Хотите помочь? Тогда становитесь друг за другом, будете координатами.
Автор. Пустились цифры по делениям Координатного Луча и очутились в Геомецилии. Так и помирились Ноль и цифры, и если кто окажется на Координатном Луче — его ме­сто координата определит.

Автор спектакя А.Шатилова, Л.Шмидтова [2 ]

4. Работа со слайдами (для сильной группы)

Рисунок 12. Слайд 11. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 13. Слайд 12. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 14. Слайд 13. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 15. Слайд 14. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Рисунок 16. Слайд 15. Выполнение в тетради учащимися данной работы. Контроль: обмен тетрадими с последующей проверкой. (Выставление оценок друг другу.)

Для слабой группы этот пункт пропускается.

5 . Практическое занятие

Взять линейки и измерить размеры коробочки с соком. Вычислить площадь поверхности фигуры. Если прошли объем, то найти его.

6. Работа с «Волшебными сундучками»

Сегодня в «Волшебных сундучках» будем повторять формулы площади прямоугольника, объема прямоугольника и формулы на движения. Эти формулы будут использоваться в практической работе
Я даю учащимся 4 минуты на то, чтобы они повторили эти формулы («прописав» их в «Волшебных сундучках»)
Все люди разделяются на такие типы личностей, как визуалы, аудиалы и кинестетики.
И если с визуалами и аудиалами все предельно ясно, то кто такие кинестетики – это довольно часто задаваемый вопрос.
Кинестетики – это тип людей, которые чувствительны к прикосновениям. Они все ощущения жизни воспринимают через ощущения тела. Также как и с визуалами и аудиалами мы довольно часто встречаемся и с кинестетиками. И, чтобы определить, является ли человек кинестетиком, нужно всего лишь немного понаблюдать, как он общается. Если при общении он подходит слишком близко, часто дотрагивается к руке, плечам собеседника, старается все время что-то поправить: волосы, ворот..., то такой тип людей и является кинестетиком.
Манера поведения у кинестетика довольно спокойная, они кажутся немного замкнутыми, с кучей комплексов. При разговоре, они практически не смотрят в глаза, говорят довольно тихо. Наблюдая за кинестетиками, складывается такое впечатление, что они какие-то отрешенные, постоянно летают в облаках. Если вокруг них будет происходить какая-то бурная, подвижная деятельность: бегать, прыгать, танцевать, то они могут спокойно сидеть и смотреть на все совершенно "стеклянными" глазами. Но, если к ним дотронуться, то они моментально возвращаются в реальный мир.
В лексиконе кинестетиков довольно часто встречаются такие слова, показывающие их ощущения, например: я испытал, я ощутил, почувствовал и тому подобное. Если кинестетику что-то объяснять, не находясь с ним в тактильном контакте, то не факт, что он усвоит вашу информацию. Но если такого человека взять за руку или просто положить руку ему на плечо, во время подачи какой-либо информации, то он ее отлично воспримет и усвоит.
Для кинестетиков очень важны ощущения, у них очень развит тактильный рефлекс. Данный тип людей практически неспособен молниеносно принимать решения, для этого им требуется время. В разговоре, кинестетики ведут довольно медленную и с большими паузами речь. Одно из основных их особенностей – это невероятная тяга к комфорту и уюту. И если для визуала при выборе одежды важно, то как она выглядит, то для кинестетика самым важным фактором является то комфорта ли она для его тела, а все остальное его не интересует.
Кинестетики являются самыми большими почитателями массажа, так как многочисленные тактильные ощущения дает именно данная процедура. Массаж приносит данному типу людей самое большое удовольствие. Следует отметить, что физическое прикосновение является очень мощным средством для передачи любой информации. Многочисленные исследования в данной области показали, что если два кинестетика возьмутся за руки, то им и разговаривать необязательно, они и так поймут, что один другому хотел сказать.
Тактильные ощущения нужны каждому человеку. Например, если в раннем детстве ребенка постоянно носили на руках, очень часто обнимали и т.д., тоесть мама все время находилась с ребенком в тактильном контакте, то такие дети вырастают более эмоционально устойчивы.
Любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Человек может быть по природе визуалом, кинестетиком или аудиалом, но это совершенно не означает, что у него не работают другие чувства восприятия информации.
В этом пункте я бы хотела поделиться своим методом работы со слабыми учащимися. Большая часть из них – кинестетики. 15 лет я уже пользуюсь своей разработкой – «Волшебный сундучок. Ребятам очень интересно работать в «Волшебном сундучке», даже старшеклассникам. Я использую его, в основном, для заучивания формул. Что же представляет собой «Волшебный сундучок»?
Для кинестетиков важно «прочувствовать» формулу. А, как это сделать? Я это делаю двумя способами.

1) Мы пишем рукой в воздухе буквы – у учеников улучшается почерк.

Пишем в воздухе формулы – идет мгновенное запоминание формул.

Решая задачи, разбиваем их на главные моменты и подергиваем пальчики рук.

Пример:
Найти сколько процентов составляет число 300 от числа 1000 (5 класс)
1 шаг. Найти 1 % (подергать большой пальчик левой руки)
2 шаг. Разделить число 300 на 1% (подергать указательный пельчик левой руки)
Ребята, решая в следующий раз такого плана задачу, будут знать, что надо выполнить два действия. Это способствует запоминанию алгоритмов.

2) На каждую парту: я приношу большую коробку (из под сапог) оклеиваю ее красивыми наклейками. В коробку насыпаю крупную морскую соль, мелкие ракушки с моря, разноцветные камешки, 1-2 крупные ракушки . В этих коробках ребята пальцами пишут изучаемые формулы. После написания формулы, разравнивают соль рукой, таким образом, идет быстрое запоминание формулы.
Морская соль успокаивает нервную систему учащихся и обладает противомикробным действием.
К этому я пришла не сразу. Первое времы я использовала речной песок (прокаленнный в духовке).
А своих детей дома, я иногда учу во время чаепития.
Возьмем большой поднос, нальем варенья (на поднос тонким слоем), вымоем тщательно руки (говорю: чайных ложек сегодня нет). Потом пьем чай и пишем пальчиком формулы, пальчики разрешаю облизывать (но только в домашних условиях).
В школе у меня коррекционный класс. Стараюсь ребят вовлекать в учебный процесс с помощью: мини-спектаклей, по каждой новой теме они выполняют творческую работу, проводим конкурс творческих работ в классе. Ребята не любят выполнять домашнюю работу по учебнику, поэтому я им задаю творческую работу на каникулы.
1. Каждый день написать 3 предложения о самом ярком событии в этот день.
2. Придумать задачи (на пройденные темы за год ) из своей жизни.

Пример:

Ходил в театр, билеты стоили 1300р. Сколько денег заплатила семья из 4 человек, если с нами ходил дедушка, а у него 30% скидка ?
Ребята с удовольствием выполняют таакого рода домашнее задание.
К Новому году сочиняют математические сказки, даже родители с огромным удовольствием помогают детям. Поем песни о математике, один из любимых уроков «Математическое представление музыки», любят ребята выполнять практические работы (найти объем шкафа в классе, вычислить площадь доски, найти скорость течения реки (у нас рядом со школой Яуза протекает и др).

7. Практическое занятие

Задание: взять линейки и измерить размеры коробочки с соком. Вычислить площадь поверхности фигуры. Если прошли объем, то найти его.

8. Итоги урока

– Какие числа называются натуральными?
– Какая тема урока?
– Что вы узнали из спектакля?
– Чему он вас научил?
– Какие формулы вы повторили в» Волшебном сундучке», для решения задачи в практической работе?
– Сколько цифр?
– Сколько чисел можно записать с помощью их?
Поставить оценки, оценив работу каждого на уроке?

9. Домашняяработа № 648(а, б), №649, №647(а-г)

Для тех, кто хочет дополнитедьные оценки: №650, №647(д-з)

Собрать тетради на проверку и раздать проверенные.

Рисунок 17. Фото с урока «Математическое представление музыки»

Рисунок 18. Фото с урока «Математическое представление музыки»

Рисунок 19. Фото с урока «Математическое представление музыки»

Список использованной литературы:

  1. Виленкин Я.Н. Учебник «Математика. 5 класс» – М.:Мнемозина, 2011
  2. А.Шатилова, Л.Шмидтова «Занимательная математика. КВНы, викторины» – М.: Айрис Пресс, 2004.