Важным фактором экономического, социального и политического развития страны является уровень ее интеллектуального потенциала, который, во многом зависит от качества профессионального образования.
В исследованиях аналитического центра «Эксперт» (2005 г.), в которых приняли участие предприятия военно-промышленного комплекса, машиностроительного и металлургического профилей и др., было установлено, что востребованы не только обширные профессиональные знания, но и следующие социально-личностные качества будущих специалистов: умение ориентироваться и адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной среды, мобильность, высокая мотивация к работе, умение и желание постоянно учиться, умение работать в команде, личная эффективность, организационный опыт, коммуникабельность, коммуникационные навыки, умение вести переговоры и т.д. (данные качества позднее были определены как показатели социальной компетентности). Поэтому проблема целенаправленного формирования социально-личностных компетенций будущих специалистов является актуальной в современном профессиональном образовании.
Что понимается под социальной компетентностью?
Социальная компетентность (социальный – межличностный; компетенция, от лат. competere, – встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». А конкретно можно сказать, что она является базисной, интегральной характеристикой личности, отражающей её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и дающей возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.
Структура социальной компетентности содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем знания и умения(когнитивный компонент), характеристики мышления(интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения(деятельностно-поведенческий компонент).
Эффективность формирования социально-личностных компетенций студентов достигается при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий, включающего ориентацию образовательного процесса на актуальный уровень развития социально-личностных компетенций студентов, социально-профессиональную направленность образовательного процесса, усиление межпредметных связей, применение активных методов и коллективных форм обучения, проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, создание психологически благоприятного климата для всех субъектов обучения и ситуации успеха. Поэтому наиболее эффективными мы считаем следующие методы развития социальных компетенций: проектный метод, деловая игра, метод взаимного обучения, кейс-методы, критическое мышление, работа малыми группами. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций.
Среди студентов техникума было проведено исследование по выявлению уровня знаний о социальных компетенциях, умений и навыков, способностей и качеств, необходимых для дальнейшего личностного и профессионального развития, а также активного участия в общественной жизни. Предварительно были изучены общие компетенции по всем специальностям техникума. Анализ показал, что общие компетенции, которые указаны в стандартах нового поколения одинаковы для всех специальностей, за исключением одной-«Коммерция». По данной специальности добавлены следующие компетенции необходимые для именно специалистов данной профессии:
- пользоваться иностранным языком;
- логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь;
- соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Была проведена диагностика по выявлению значимости и понятия социальных компетенций среди студентов 1-4 курсов, было опрошено 204 студента (выборочно). Анкета состояла из следующих вопросов:
– После окончания техникума планируете ли вы работать по своей специальности? (да, планирую; да, но сначала продолжу обучение в вузе по родственной специальности; не хочу работать по выбранной специальности).
– Какие информационные источники вы используете при подготовке к занятиям, экзаменам? (интернет; учебники, учебные пособия; дополнительная литература; другие)
– Нравится ли вам работать в коллективе на достижение общей цели? (да, всегда принимаю активное участие; участвую, если преподаватель дает задание; не нарвится).
Педагог может способствовать развитию способностей судентов, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося. Функции педагога (преподавателя и классного руководителя) заключаются в создании необходимых условий для самоопределения, самоактуализации, самосознания, самореализации своего воспитанника. Среди преподавателей техникума была проведена диагностика по теме: «Социальные компетенции студентов и их формирование», было опрошено 32 человека. Предложены следующие вопросы:
Проблема развития социальной компетентности обучаемых – это важная психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Для практической воспитательной работы классные руководители техникума определили, что больше всего подходят следующие методы воспитания:
– методы убеждения, с помощью которых
формируются взгляды, представления, понятие
воспитуемых, происходит оперативный обмен
информацией (внушение, призывы, убеждения);
– методы упражнений (приручений), с
помощью которых организуется деятельность
воспитуемых и стимулируются позитивные ее
мотивы(различные виды заданий на индивидуальную
и групповую деятельность в виде поручений,
требований, создание ситуаций успеха);
– методы оценки и самооценки, с помощью
которых производится оценка поступков,
стимулирования деятельности (критика, поощрения,
замечания, наказания, ситуация доверия,
контроля).
Поскольку формирование компетентности невозможно только в рамках учебного процесса, то необходимо предусмотреть личностно-ориентированную организацию воспитательной деятельности классного руководителя, т.е разрабатывать систему развития социальной компетентности для студентов СПО как будущих специалистов, которая выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, обеспечивая перспективность эффективной социально – профессиональной реализации.
Библиография.
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27
- Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3-14
- Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. – № 5. – С. 19-25
- Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России – № 4, 2005. – С. 23-29
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
- Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 40-45
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
- Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 61-65
- Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. – № 5. – С. 73-77