О патриотическом воспитании

Разделы: Внеклассная работа


Одной из важнейших задач современной школы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В нашей школе работа в этом направлении ведётся в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2016 годы» через урочную и внеурочную деятельность.

Важная роль отводится работе школьного музея. Посетитель нашего школьного музея сразу обращает внимание на слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»

В музее проводятся встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми, тематические экскурсии, выставки, конкурсы.

В музее представлены следующие экспозиции

  1. Поклонимся великим тем годам
  2. Они служили в Афганистане
  3. Они служили в Чечне
  4. Профессия - Родину защищать
  5. Наш край родной, где представлен материал об истории посёлка, школы и др.

В нашем музее собран богатый материал: предметы старины, личные вещи и документы ветеранов Великой Отечественной войны и выпускников школы, служивших в Афганистане и Чечне. Учащиеся школы и все жители посёлка знают имена погибших в Чечне. Это Кичапин Александр, Нутрихин Николай, Ридель Владимир. Им открыты мемориальные доски, о них рассказывают наши экскурсоводы. Подрастающее поколение должны знать историю нашей страны, гордится достойными страницами прошлого, любить свою Родину, быть готовыми в любой момент встать на её защиту.

Книги, журналы, газеты, альбомы, выполненные ребятами, посетившими места боевой славы, фотографии, материалы научно-исследовательских конференций, воспоминания наших ветеранов входят в экспозиции музея. Эти материалы помогают нашим ученикам понять прошлое, осмыслить настоящее, думать о будущем. Ответы на многие вопросы находят ученики в музее. Например, ученица 9 класса при изучении темы «Многоугольники», исследуя применение пентаграммы в орденах и медалях, использовала материал школьного музея, о ветеранах ВОВ, награждённых за боевые заслуги. Ученик шестого класса, готовясь к областной конференции по теме «Целый мир на одной странице» об использовании масштаба, составил карту нашего посёлка, проследил боевой путь некоторых наших ветеранов, опираясь на материалы музея.

Мои ученики понимают, что «жизнь не спросит, что ты учил, она сурово спросит, что ты знаешь». Я должна вложить в них не только знания, а, главное, воспитать ЧЕЛОВЕКА, который убеждён, что без знания прошлого нашей страны нет достойного настоящего и будущего. Большое значение придаю внеклассной работе с учащимися.

Проведены интеллектуальные марафоны, посвящённые Дню Космонавтики в 3, 5 классах,

заседания эрудитов в 4, 6а, 7 классах, посвящённые 300-летию М.В. Ломоносова. Ребята читали стихи, отвечали на вопросы викторины, учились составлять кросснамберы. Результатом этой работы стала газета, посвящённая М.В. Ломоносову. Заседания эрудитов четвёртого и 6а были посвящены юбилейным датам: 75 летию со дня рождения первой в мире женщины-космонавта Валентины Николаевны Терешковой. 85-летию со дня рождения лётчика - космонавта Владимира Михайловича Комарова «Он погиб..., чтобы другие летали» прошли заседания 6б и 9 классах. Победителям вручались благодарственные письма, грамоты, сертификаты. Итоги этой работы и проведённой викторины, посвящённой запуску первого ИСЗ, освещались в газете «Эрудит».

Привожу план проведения внеклассного мероприятия, посвящённого 50летию полёта в космос Ю.А.Гагарина

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
  • расширять представления детей о героях космоса;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Оформление: карта звёздного неба, модель Солнечной системы, глобус Луны, портреты космонавтов, иллюстрации по теме “Космос” и книги о космосе.

План проведения

  1. Вступительное слово учителя: Презентация “Пионеры освоения космоса”.
  2. Выступления ребят: «Последователи первого космонавта: В.В. Терешкова, А.А, Леонов».
  3. Практическая работа: составление вопросов викторины.
  4. Домашнее задание для желающих:
    1) составить коды правильных ответов для данной викторины, применяя дроби;
    2) используя вопросы викторины, составить кроссворд для газеты «Эрудит».

Викторина, составленная ребятам

  1. Сколько минут пробыл в космосе Ю.А Гагарин? Сто девять минут.
  2. Название космического корабля, на котором Гагарин облетел Землю? Восток.
  3. Фамилия главного конструктора этого космического корабля. Королев.
  4. Космодром, с которого стартовала ракета с первым космонавтом на борту. Байконур.
  5. Первая женщина-космонавт. Терешкова.
  6. Космонавт-сибиряк, впервые вышедший в открытый космос. Леонов.
  7. Второй лётчик-космонавт. Титов.
  8. Название космического корабля, во время испытания которого погиб космонавт Комаров. Союз.
  9. Женщина-космонавт, впервые вышедшая в открытый космос. Савицкая.

Эту викторину составили учащиеся 9 класса. Необходимость проведения этой викторины стала очевидна: самый лучший результат по викторине, посвящённой запуску первого ИСЗ, составил 60% в 9 классе. После проведения бесед по классам по теме «Освоение космического пространства», выпуска школьных газет на эту тему результаты улучшились до 63% - в 11классе. Викторина проводилась 9 марта, в день рождения Ю.А Гагарина 5-11классах. Победители были награждены грамотами.

Викторина, посвященная 50-летию полёта в космос Юрия Гагарина

  1. Система мира, в центре которой находится Солнце. Гелиоцентрическая.
  2. Система мира, в центре которой находится Земля. Геоцентрическая.
  3. Создатель трёх законов движения планет Солнечной системы. Кеплер.
  4. Отклонения от движения, которые происходили бы
  5. Отклонения от движения, которые происходили бы строго по законам Кеплера. Возмущения.
  6. Точка небесной сферы над головой наблюдателя. Зенит.
  7. Годичный путь солнца. Эклиптика
  8. Звездная система, в которой мы живём. Галактика
  9. Время в году с одинаковым по продолжительности днём и ночью. Равноденствие.
  10. Момент прохождения светила на небесный меридиан Кульминация
  11. Полная энергия, излучаемая звездой в единицу времени. Светимость
  12. Звезды, пульсация которых происходит с большим периодом. Долгопериодические
  13. Путь движения небесного тела. Орбита
  14. Наука о строении, возникновении и развитии небесных тел и их систем. Астрономия.
  15. Метеорное тело, достигшее земной поверхности. Метеорит
  16. Наиболее удалённая от земли точка лунной орбиты. Апогей.
  17. Естественный спутник Земли. Луна.
  18. Самая большая планета солнечной системы. Юпитер
  19. Состояние тел вне сил земного притяжения. Невесомость
  20. Космический аппарат, запускаемый на орбиту. Спутник
  21. Угломерный оптический прибор для измерения высоты и азимута. Теодолит.
  22. Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами. Навигация.
  23. Первый летчик-космонавт. Гагарин.
  24. Конструктор космического корабля «Восток». Королев
  25. Кто автор слов: "А все-таки она вертится!" Галилей
  26. Главный теоретик современной космонавтики. Келдыш
  27. Первая в мире женщина-космонавт Терешкова
  28. Название нового космического корабля, сменившего «Восход». Союз.
  29. Железный или каменистый обломок небесных тел. Метеорит
  30. Стремительно несущийся по небесному своду огненный шар, наблюдаемый при безоблачном небе. Болид
  31. Небольшие углубления, которые образуются при ударе о грунт метеоритов. Кратеры

Космический калейдоскоп

Инструкция. Чтобы проверить правильность ответов на вопросы викторины, выбираем ключевое предложение следующим образом: составляем дроби, в которых числитель-номер слова, а знаменатель-номер буквы в слове

Огромную роль в воспитании патриотизма играет школьная газета. В 2008-2009гг. я с ребятами 8-11кл. выпускали школьную газету « Живое слово», а в 2010-2012гг. - «Эрудит».

Газета «Живое слово» №4, февраль 2009г. Ответственный за выпуск был 11класс

Эпиграф:

«Ты выбрал нелёгкую долю
Защитником Родины быть.
Пусть мужества хватит и воли
Достойно России служить!

В номере

  1. История праздника
  2. Афганистан болит в душе моей
  3. Воспоминания афганцев
  4. Солдаты пишут о войне в Афганистане
  5. Викторина «В пламени Афгана»
  6. Как стать офицером
  7. Правовые основы военной службы
  8. Профессия Родину защищать
    (о наших выпускниках, выбравших военную профессию)
  9. Поздравления

Газета «Эрудит» №6, май 2010г. Ответственный за выпуск был 9класс

В номере

  1. История праздника Дня Победы
  2. Первомайский район в годы войны
  3. Цифры и факты
  4. Слово о ветеранах
  5. Могила неизвестного солдата
  6. Архивное фото
  7. Фронтовое фото
  8. Наши поздравления

Газеты выпускаются тематические, например, «Математики в годы войны», «Космонавты-сибиряки» и к юбилейным датам. Ребят общаются, познают себя, занимаются исследованиями.

На учителе лежит ответственность за успешную социализацию наших учеников после окончания школы. То, чему мы научим их сегодня, поможет им реализовать себя в современном обществе. Не только дать знания, но и воспитать личность, обладающую духовными человеческими ценностями; деловых и здоровых людей, воспитать патриотов. Только тогда можем быть уверенными в будущем нашей страны.