Российская образовательная система переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Новый Стандарт предусматривает использование проектной деятельности, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. ФГОС в области изучения иностранного языка также выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения.
С другой стороны, важно отметить, что в настоящее время в обществе происходит переоценка общечеловеческих ценностей, что в свою очередь, приводит к падению уровня нравственности подрастающего поколения, что оказывает негативное воздействие на формирование личности ребенка в целом. Порой мы сталкиваемся с тем, что в современном мире смяты нравственные ориентиры, и это порой позволяет «обвинять» подрастающее поколение в безнравственности, безверии, агрессивности. В современном нравственном мире часто господствует приоритет только материального благополучия. В результате этого, нравственность общества продолжает неуклонно падать.
Проведенные в сентябре 2011 года анкетирование и тестирование детей объединения «Английский язык» МБОУ ДОД Дома детского творчества «Юлдаш» г. Уфа (педагог Дунаева Марина Александровна) показали следующие результаты:
- Достаточная нравственная воспитанность учащихся характерна для 65% учащихся.
- Некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция выявлена у 20% учащихся.
- Несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсное поведение характерно для 15% учащихся.
Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий общекультурного культурного, нравственного и личностного становления детей. На занятиях по английскому языку педагог имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Английский язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Используемая на занятиях нашего объединения проектная деятельность как никакая другая позволяет:
- в интересной и увлекательной форме развить умения речевой деятельности, совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки учащихся;
- развивать у учащихся иноязычную коммуникативную компетенцию;
- сформировать у детей мотивационные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые и социальные качества;
- сделать процесс изучения английского языка интересным и увлекательным;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, мышления, логики, памяти, внимания;
- научить детей выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать и обобщать информацию;
- развить у учащихся умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения;
- а также способствует формированию общекультурных и нравственных качеств учащихся.
Проектная деятельность в объединении «Английский язык» используется с 2005 года. Использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка помогает, способствует формированию следующих общекультурных и нравственных качеств учащихся:
1) чувство гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- любовь к своей малой родине народу, России;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- знание правил поведения в классе, школе, дома;
- уважительное отношение к родному языку;
- уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
- уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
- чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
2) нравственных чувств и этического сознания;
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей; толерантность;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
- уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
- гуманистическое мировоззрение; этические чувства
- представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностное отношение к труду и к достижениям людей;
- уважительное отношение к людям разных профессий;
- ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремленность и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
4) ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- потребность в здоровом образе жизни;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
- стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;
5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
- интерес к природе и природным явлениям;
- бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;
- способность осознавать экологические проблемы;
- готовность к личному участию в экологических проектах;
6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
- положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям;
7) воспитание уважения к культуре других народов;
- интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;
- адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;
- уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
- стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
При организации проектной деятельности в объединении «Английский язык» обязательно учитываются следующие условия:
- учитываются положительные возрастные потребности и интересы;
- обеспечивается эмоциональная насыщенность деятельности положительными эмоциями;
- создается атмосфера успеха, доброжелательного взаимопонимания;
- используется радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
- учитывается положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заряжения.
Организация проектной деятельности в объединении «Английский язык» осуществляется по определенной схеме:
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Ниже наглядно представлены все возможные этапы проекта:
Заключительным этапом работы над проектом является Рефлексия (анализ проделанной работы). На данном этапе учащиеся анализируют свое настроение и эмоциональное состояние после проделанной работы, свою деятельность и содержание учебного материала. Дети по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного плана на доске (это готовит их к самоанализу и помогает подвести итог работы):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- проделанная работа дала мне для жизни…
- мне захотелось…
1. Над проектом я работал активно / пассивно 2. Своей работой я доволен / не доволен 3. Проект для меня показался коротким / продолжительным 4. Во время работы я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал мне был понятен / не понятен 7. Исследование полезно / бесполезно
интересное / скучное
посильное / трудное
Как показывает анализ подобного опроса, все учащиеся работают над проектом активно, довольны своей работой, настроение у большинства респондентов улучшилось, материал им был понятен, а проведенное исследование полезно, интересно и посильно.
На протяжении проекта ведется «Дневник рефлексии». Каждое обсуждение в группе заканчивать сначала рисунком своего настроения, а потом – записью в дневнике о полученном опыте и обо всем, что приходит на ум в процессе рефлексии (это учит анализировать ситуацию и свое эмоциональное состояние).
Для выполнения индивидуальных проектов, у учащихся школьного возраста существует специальный раздел в рабочей тетради и для этого отведены специальные страницы в учебнике у дошкольников. Проекты могут выполняться на отдельных листах, а также скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. На занятиях в объединении «Английский язык» используются также следующие формы презентации проекта:
С периода с сентября 2011 года по май 2012 года в объединении «Английский язык» использовалась проектная деятельность, и в мае 2012 года было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся для определения степени сформированности общекультурных и нравственных качеств учащихся, что позволило провести анализ и дать ответ на вопрос: “Как проектная деятельность повлияла на формирование общекультурных и нравственных качеств детей?”
- Достаточная нравственная воспитанность учащихся характерна для 81% учащихся.
- Некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция выявлена у 14% учащихся.
- Несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсное поведение характерно для 5 % учащихся.
За период с сентября по май 2011-2012 учебного года мы видим положительную динамику в сформированности общекультурных и нравственных качеств учащихся, увеличилось количество детей с достаточной нравственной воспитанностью и уменьшилось количество учащихся с эгоистической позицией и несформированностью нравственных отношений. В 2012-2013 учебном году в объединении «Английский язык» продолжает использоваться проектная деятельность как способ формирования общекультурных и нравственных качеств детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка способствует не только развитию умений речевой деятельности, совершенствованию фонетических, лексических и грамматических навыков учащихся; развитию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции; позволяет сформировать у детей мотивационные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые и социальные качества; сделать процесс изучения английского языка интересным и увлекательным; способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческих способностей; позволяет научить детей выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать и обобщать информацию, но и способствует формированию общекультурных и нравственных качеств учащихся.