Проектная деятельность в процессе формирования общекультурных и нравственных качестве детей на занятиях английского языка

Разделы: Иностранные языки


Российская образовательная система переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Новый Стандарт предусматривает использование проектной деятельности, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. ФГОС в области изучения иностранного языка также выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения.

С другой стороны, важно отметить, что в настоящее время в обществе происходит переоценка общечеловеческих ценностей, что в свою очередь, приводит к падению уровня нравственности подрастающего поколения, что оказывает негативное воздействие на формирование личности ребенка в целом. Порой мы сталкиваемся с тем, что в современном мире смяты нравственные ориентиры, и это порой позволяет «обвинять» подрастающее поколение в безнравственности, безверии, агрессивности. В современном нравственном мире часто господствует приоритет только материального благополучия. В результате этого, нравственность общества продолжает неуклонно падать.

Проведенные в сентябре 2011 года анкетирование и тестирование детей объединения «Английский язык» МБОУ ДОД Дома детского творчества «Юлдаш» г. Уфа (педагог Дунаева Марина Александровна) показали следующие результаты:

  1. Достаточная нравственная воспитанность учащихся характерна для 65% учащихся.
  2. Некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция выявлена у 20% учащихся.
  3. Несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсное поведение характерно для 15% учащихся.

Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий общекультурного культурного, нравственного и личностного становления детей. На занятиях по английскому языку педагог имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Английский язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Используемая на занятиях нашего объединения проектная деятельность как никакая другая позволяет:

  • в интересной и увлекательной форме развить умения речевой деятельности, совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки учащихся;
  • развивать у учащихся иноязычную коммуникативную компетенцию;
  • сформировать у детей мотивационные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые и социальные качества;
  •  сделать процесс изучения английского языка интересным и увлекательным;
  •  способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, мышления, логики, памяти, внимания;
  • научить детей выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать и обобщать информацию;
  • развить у учащихся умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения;
  • а также способствует формированию общекультурных и нравственных качеств учащихся.

Проектная деятельность в объединении «Английский язык» используется с 2005 года. Использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка помогает, способствует формированию следующих общекультурных и нравственных качеств учащихся:

1) чувство гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • любовь к своей малой родине народу, России;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • знание правил поведения в классе, школе, дома;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
  • уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
  • чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;

2) нравственных чувств и этического сознания;

  • представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей; толерантность;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
  • уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
  • гуманистическое мировоззрение; этические чувства
  • представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;

3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностное отношение к труду и к достижениям людей;
  • уважительное отношение к людям разных профессий;
  • ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремленность и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

4) ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • потребность в здоровом образе жизни;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
  • стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;

5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • интерес к природе и природным явлениям;
  • бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;
  • способность осознавать экологические проблемы;
  • готовность к личному участию в экологических проектах;

6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

  • умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
  • положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям;

7) воспитание уважения к культуре других народов;

  • интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;
  • адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;
  • уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
  • стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.

При организации проектной деятельности в объединении «Английский язык» обязательно учитываются следующие условия:

  • учитываются положительные возрастные потребности и интересы;
  • обеспечивается эмоциональная насыщенность деятельности положительными эмоциями;
  • создается атмосфера успеха, доброжелательного взаимопонимания;
  • используется радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
  • учитывается положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заряжения.

Организация проектной деятельности в объединении «Английский язык» осуществляется по определенной схеме:

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Ниже наглядно представлены все возможные этапы проекта:

Заключительным этапом работы над проектом является Рефлексия (анализ проделанной работы). На данном этапе учащиеся анализируют свое настроение и эмоциональное состояние после проделанной работы, свою деятельность и содержание учебного материала. Дети по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного плана на доске (это готовит их к самоанализу и помогает подвести итог работы):

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • проделанная работа дала мне для жизни…
  • мне захотелось…
1. Над проектом я работал активно / пассивно
2. Своей работой я доволен / не доволен
3. Проект для меня показался коротким / продолжительным
4. Во время работы я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал мне был понятен / не понятен
7. Исследование полезно / бесполезно
интересное / скучное
посильное / трудное

Как показывает анализ подобного опроса, все учащиеся работают над проектом активно, довольны своей работой, настроение у большинства респондентов улучшилось, материал им был понятен, а проведенное исследование полезно, интересно и посильно.

На протяжении проекта ведется «Дневник рефлексии». Каждое обсуждение в группе заканчивать сначала рисунком своего настроения, а потом – записью в дневнике о полученном опыте и обо всем, что приходит на ум в процессе рефлексии (это учит анализировать ситуацию и свое эмоциональное состояние).

Для выполнения индивидуальных проектов, у учащихся школьного возраста существует специальный раздел в рабочей тетради и для этого отведены специальные страницы в учебнике у дошкольников. Проекты могут выполняться на отдельных листах, а также скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. На занятиях в объединении «Английский язык» используются также следующие формы презентации проекта:

С периода с сентября 2011 года по май 2012 года в объединении «Английский язык» использовалась проектная деятельность, и в мае 2012 года было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся для определения степени сформированности общекультурных и нравственных качеств учащихся, что позволило провести анализ и дать ответ на вопрос: “Как проектная деятельность повлияла на формирование общекультурных и нравственных качеств детей?”

  1. Достаточная нравственная воспитанность учащихся характерна для 81% учащихся.
  2. Некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция выявлена у 14% учащихся.
  3. Несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсное поведение характерно для 5 % учащихся.

За период с сентября по май 2011-2012 учебного года мы видим положительную динамику в сформированности общекультурных и нравственных качеств учащихся, увеличилось количество детей с достаточной нравственной воспитанностью и уменьшилось количество учащихся с эгоистической позицией и несформированностью нравственных отношений. В 2012-2013 учебном году в объединении «Английский язык» продолжает использоваться проектная деятельность как способ формирования общекультурных и нравственных качеств детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка способствует не только развитию умений речевой деятельности, совершенствованию фонетических, лексических и грамматических навыков учащихся; развитию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции; позволяет сформировать у детей мотивационные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые и социальные качества; сделать процесс изучения английского языка интересным и увлекательным; способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческих способностей; позволяет научить детей выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать и обобщать информацию, но и способствует формированию общекультурных и нравственных качеств учащихся.