Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Задачи урока:
- познакомить со звуками [м, м`] и буквой, которая их обозначает;
- учить читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать речь, фонематический слух, внимание, память, познавательные интересы, положительную учебную мотивацию;
- воспитывать умение слушать товарища, работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… «Букв» и сделаем маленькое открытие для себя.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).
Слайд №1
А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.
(а, и, у, ы, м, к, М, о, е,л)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
А) Индивидуальная работа
– На какие группы их можно разделить?(гласные и согласные). Докажите. Слайд №2
– А в чем отличие букв и звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
– Что вы заметили в группе согласных букв? (новая буква эм и она повторилась дважды: строчная и заглавная).
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока: «Звуки [м, м`] и буква, которая их обозначает».)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.
познакомиться со … и буквой …
учиться читать …
III. Знакомство с новыми звуками.
– Откройте Азбуку на стр. 85.
– Задайте проблемные вопросы.
(Гласный или согласный звук [ м]; твёрдый или мягкий)
– Чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте слияния, выделяя первый звук. Слайд №3
Игра «Доскажи словечко»
– Чтобы ответить на второй проблемный вопрос, нужно пройти по дорожке (красной, синей) и прочитать «спрятанные» слова.(мел, мак)
Слайд №4
– Произнесите слово мел, выделяя в нём первый звук. (М-м-м-ел.)
-Назовите первый звук. (Это звук [м].)
– Дайте характеристику звука [м]. (Звук [м] – согласный, звонкий, мягкий).
– Составьте схему слова.
Проверка: один ученик у доски.
– Произнесите слово мак, выделяя в нём первый звук (м- м - -ак).
– Дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.
– Составьте схему слова.
Проверка: один ученик у доски.
Вывод: характеристика [м], [м'] ( лента памяти)
– Вот мы и ответили на проблемные вопросы.
IV. Работа над звуками.
Электронное приложение к учебнику 1 класс
Смотрим мультфильм. Найди слова со звуками [ м], [м']
Определите место новых звуков в словах.
Физминутка.
1. Упражнения в стихотворной форме.
2. Учитель называет слова (муха, Оля, суп, мак, марка, каша, лампа, ветер, сом, ночь, машина, альбом, кошка).
– Если в слове услышали звук [м, м`], то выполнить прыжок.
Скороговорка
Мимо маленькой Маринки пробежал медведь с малинкой Слайд №5
V. Знакомство с новой буквой.
– Звуки на письме обозначаются буквами.
На что похожа буква М?
Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Найди и обведи букву М Слайд №6
1. Работа с учебником.
1 группа | 2 группа |
Чтение слов в учебнике с.85 | Чтение текста на с.84 |
Назовите слово, которое написано с заглавной буквы.(Москва) Почему?
Что такое Москва? (Столица нашей Родины)
Рассказ учителя.
Правильно, дети, Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. Кто знает, как она называется? На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Их бой мы с вами всегда слышим в Новый год, и каждый день в 6часов утра и 12 часов ночи.
В Кремле много Соборов, а также находится правительство нашей страны.
Россияне были всегда за мир. Как вы думаете почему?
Правильно, война все разрушает, а мир строит.
Много раз на нашу страну нападали враги, но всегда получали отпор.
Кто сеет мир, пожнет счастье.
2. Работа в парах.
Раскрась бусы (синий, зелёный цвет)
Проверка:Ученик называет цвет, учащиеся выполняют хлопок. Если согласны с ним
Физминутка.
- Упражнения в стихотворной форме.
- Взявшись, за руки мы встали
И нам М похожи стали. - На ладошке (на спине товарища) пальчиком написать букву М.
VI. Творческое задание.
– На что ещё похожа буква М?
Согнуть букву из проволоки. Составить букву из счетных палочек, из бумаги, из листьев, ракушек из пластилина т.д.(по выбору).
VII. Подведение итогов урока.
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что повторяли.
Какое «открытие» мы сделали на уроке?
(Мы познакомились с буквой М, узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым)
– Вам понравилось делать открытия?
Кто доволен своей работой, поднимите руку.
– Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу