Задачи урока:
- образовательные – сформировать у обучающихся представление о зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, ее температуры, площади поверхности, наличия ветра;
- развивающие - продолжить формирование умений планировать и проводить физический эксперимент, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, выделять существенное в изучаемом материале, применять ранее полученные знания для объяснения изучаемого явления;
- воспитательные - обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности, показать практическую значимость изученного вопроса, роль физического эксперимента.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, лабораторное оборудование (стеклянные пластинки, пипетки, термометры, вата, промокательная бумага, сосуд с водой, сосуд со спиртом), презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний.
Многие ученые считают, что
«Природа с лика своего
Таинственный покров сорвать не позволяет,
Чего твоей душе она не открывает,
Машинами у ней не выудишь того».
Действительно, иногда бесполезно прибегать к хитроумным приборам, если существо явления не раскрывается простому внимательному взору. Какой самый простой метод исследования? (наблюдение)
Сегодня на уроке нам предстоит с помощью наблюдений исследовать свойства хорошо известного вам явления. Что же это за явление? Выясним это в ходе аукциона-розыска. Я задаю вам вопрос, а вы из пары предложенных картинок выбираете ту, которая соответствует ответу (на слайде высвечивается пара картинок, в верхнем углу каждой картинки имеется буква). В тетради под номером вопроса запишите букву с выбранной картинки.
- На какую плиту действует большая сила тяжести?
- В каком положении бруска давление на поверхность будет наибольшее?
- Массы шаров одинаковы. У какого шара плотность больше?
- В какой трубке резиновая пленка прогнется больше?
- На каком участке тело двигалось с большей скоростью?
- В стаканах плавают одинаковые по размерам пробковый и деревянный бруски. В каком стакане пробковый брусок?
- В каком случае температура металлической пластинки, зажатой в тисках, больше?
- На какой шар действует большая выталкивающая сила?
- В какой колбе находится сложное вещество?
(Проверка выполненного задания. Правильные ответы высвечиваются на экране. Выбор каждого ответа обучающимися комментируется).
Из букв, которые соответствуют правильным ответам, составьте слово, обозначающее физическое явление. Какое слово получилось? (испарение)
Что называют испарением?
Испаряется ли сейчас вода в стакане? Почему?
Когда быстрее высыхает скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?
Что остынет быстрее: жирные или постные щи?
Почему очень медленно сохнет белье, когда оно сложено в кучу?
III. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
Из примеров видно, что в одних случаях испарение протекает быстрее, в других – медленнее.
Какую цель сегодня поставим перед собой? (выяснить, от чего зависит скорость испарения жидкости)
Какова тема урока? (Скорость испарения жидкости)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
От чего зависит скорость испарения жидкости? (обучающиеся выдвигают гипотезы).
Выясним это, проведя небольшие исследования. Легко ли быть исследователем? Я думаю, что у вас все получится. Нужно только, чтобы вы были внимательными и выполняли правила техники безопасности (проводится инструктаж по технике безопасности).
Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием. По итогам работы один из группы сообщает о проведенном эксперименте, полученных выводах. Время работы – 5 минут.
Задание группе №1
Исследуйте зависимость скорости испарения от рода жидкости.
Оборудование: промокательная бумага, пипетка, сосуд со спиртом, сосуд с водой.
На промокательную бумагу капните по капле воды и спирта. Понаблюдайте, какая капля испарилась быстрее. Установите, почему. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от ее рода, обоснуйте его.
Задание группе №2
Исследуйте зависимость скорости испарения от площади поверхности жидкости.
Приборы и материалы: две стеклянные пластинки, пипетка, сосуд со спиртом.
На стеклянные пластинки нанесите по капле спирта. Одну из капель размажьте по стеклянной пластинке, увеличив площадь ее свободной поверхности. Пронаблюдайте за испарением спирта на пластинках. Какая капелька спирта испарится быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от площади её поверхности.
Задание группе №3
Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры жидкости.
Приборы и материалы: две стеклянные пластинки, пипетка, сосуд с горячей и холодной водой.
На стеклянные пластинки нанесите по капле горячей и холодной воды. Пронаблюдайте за испарением капелек на пластинках. Где капелька воды испарится быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от её температуры.
Задание группе №4
Исследуйте зависимость скорости испарения от наличия ветра.
Приборы и материалы: две стеклянные пластинки, пипетка, сосуд с теплой водой, бумажный веер.
На стеклянные пластинки нанесите по капле воды. Одну из пластин обдувайте бумажным веером так, чтобы потоки воздуха от него не попадали на другую пластинку. На какой пластинке капля испарится быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.
Задание группе №5
Исследуйте, происходит ли изменение температуры жидкости при испарении.
Приборы и материалы: термометр, сосуд с водой, вата.
Определите показание термометра. Смочите кусочек ваты водой и оберните им резервуар термометра. Проследите, изменится ли показание термометра через минуту. Сделайте вывод об изменении температуры жидкости во время испарения.
(Заслушиваются отчеты каждой группы о проделанной работе и результатах. В тетрадях записываются полученные выводы).
Чтобы проверить, насколько внимательно вы заслушали отчеты групп, проведем игру «Верю – не верю». Я зачитываю утверждения, если оно правильно и вы со мной согласны, то поднимите руку.
- Горячее молоко остынет быстрее, чем теплое.
- Вода в ведре испарится быстрее, чем в луже.
- В ветреную погоду развешенное белье медленнее просыхает.
- Капля подсолнечного масла испарится быстрее, чем капля спирта.
V. Первичная проверка понимания.
Все группы хорошо справились с заданиями, поэтому мы сейчас отправимся в вами в путешествие на «машине времени».
Мы оказались в Древней Греции. Умельцы изготавливали пористые глиняные кувшины, в которых вода оставалась долго прохладной. Объясните, почему.
А сейчас мы входим в трактир дореволюционной Москвы. Видим купцов, сидящих за столом и пьющих чай, перелив его из чашки в блюдце. Для чего они это сделали? (Б.М.Кустодиев "Московский трактир").
Бывали ли вы когда-нибудь на киностудии Мосфильм? Мы оказались в 1930 году на съемке кинофильма «Матрос Чижик». Герой, желая определить направление очень слабого ветра, смочил с одной стороны указательный палец, и, держа его вертикально на воздухе, стал медленно поворачивать. Как эти действия помогли ему определить направление ветра?
А сейчас мы оказались на зимнем ипподроме. Видим, что на вспотевшую лошадь после езды набросили попону. Для чего?
VI. Первичное закрепление.
Проверим, как вы усвоили новый материал. На парте проверочная работа - тест, для каждого вопроса нужно выбрать один правильный ответ. После выполнения теста проведите взаимопроверку.
1. Какая физическая величина не изменяется при испарении воды в стакане?
- а. температура воды
- б. масса воды
- в. размеры молекул
2. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит …
- а. быстрее
- б. медленнее
3. В тарелку и кружку налили воду одинаковой массы и температуры. Из какого сосуда она испарится быстрее при одинаковых условиях?
- а. из тарелки
- б. из стакана
- в. так как количество воды в обоих сосудах одинаковое, то одинаковое и время испарения
4. Испарение происходит …
- а. при температуре кипения
- б. при любой температуре
- в. при определенной температуре для каждой жидкости
5. Чем быстрее удаляется пар с поверхности жидкости, тем испарение происходит
- а. быстрее
- б.медленнее
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
По учебнику прочитать материал на страницах 86-87, приготовить ответы к разделу «Подумай и ответь».
Обучающимся первого ряда подготовить информацию о том, какую жару может переносить человек (http://class-fizika.narod.ru/8_13.htm).
Обучающимся второго ряда подготовить сообщение «Растения и испарение».
Обучающимся третьего ряда предложить способ охлаждения бутылки молока в жаркий летний день, не пользуясь холодильником.
VIII. Рефлексия.
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Заполнение таблицы (каждый обучающийся должен отметить свой вариант ответа).
Да | Нет | Не знаю | |
Сегодня на уроке: | |||
Я активно работал | |||
Я узнал много нового | |||
На уроке я чувствовал себя: | |||
Свободно | |||
Неуютно | |||
На уроке мне понравилось: | |||
Выполнение эксперимента | |||
Решение познавательных задач |