Перевод школьных компьютеров на свободное программное обеспечение побуждает педагогов пересмотреть работу по применению информационных технологий в образовательном процессе, так как возникли трудности использования приобретенных дисков с презентациями, фильмами и прикладными программами, выполненными в операционной системе Windows .
Дистрибутив «Линукс Мастер» имеет прикладные программы по математике, которые успешно можно использовать как на различных этапах урока с обучающимися основной и средней школы, так и во внеклассной работе для обучения компьютерной грамотности. Каждая программа имеет «Руководство пользователя», содержащее подробную инструкцию по ее применению. Некоторые из них:
1) «Графопостроитель функций» (KmPlot) позволяет строить графики математических функций. Эту программу удобно использовать, проводя исследовательскую работу на уроке по изучению свойств функций и построению графиков в 7 – 11 классах. Например, при изучении темы «График функции y=kx²», достаточно ввести в поле формул запись некоторых функций (y=x^2, y=2*x^2, y=0,5*x^2 или y= - x^2, y= -2*x^2, y= -0,5*x^2) и в одной системе координат выстраиваются графики функций. Графики демонстрируют расположение параболы в зависимости от коэффициента k.
Аналогичные уроки можно провести в каждом классе при изучении темы «Свойства функции и их графики», но особенно удобно пользоваться KmPlot при построении графиков тригонометрических функций, так как на их построение уходит много времени на уроке.
Использование KmPlot на уроках математики позволяет наглядно представить свойства, построение и преобразование графиков функций.
2) «Упражнения с дробями» (KBruch) – небольшая программа для развития навыков вычисления дробей. Представлено четыре вида упражнений: «Вычисления», «Сравнение», «Преобразование», «Разложение на множители».
Упражнения в разделе «Вычисления» позволяют выполнять различные действия: сложение и вычитание обыкновенных дробей; умножение и деление обыкновенных дробей; все действия с обыкновенными дробями. Можно моделировать условия (от двух до пяти действий) и максимальные знаменатели (10, 20, 30, 50). «Сравнение» имеет наборзаданий на сравнение обыкновенных дробей, а «Преобразование» отрабатывает навыки перевода десятичной дроби в обыкновенную дробь. Раздел «Разложение на множители» предлагает пользователю упражнения разложения чисел на простые множители (2,3,5,7,11,13,17,19).
Программа «Упражнения с дробями» (KBruch) проверяет ответы пользователя и определяет их правильность.
В результате использования KBruch развиваются вычислительные навыки обучающихся 5 – 11 классов при устном счете.
3) «Упражнения с процентами» (KPercentage) – небольшое приложение, помогающее школьникам улучшить их навыки решения простых упражнений с процентами.
Программа – тест предлагает три типа уравнений: «% от ??= У», «Х % от У = ??» и «?? % от Х = У». Пользователь программы задает количество упражнений (от одного до десяти) и устанавливает один из трех уровней выполнения: легкий (необходимые расчеты выполняются легко), обычный (необходимые расчеты усложняются, возможны значения, большие 100%), сложный (возможны значения до 200%. Тем не менее, все значения – целые числа и не допускается пользование калькулятором). Кроме того, есть некоторые дополнительные функции. Как обычно, при наведении курсора мыши на какой-либо элемент управления появится всплывающая подсказка.
После выполнения каждого упражнения выпадает «смайл» с результатом выполнения (верно или неверно), специальная шкала показывает % правильно выполненных заданий.
«Упражнения с процентами» (KPercentage) целесообразно использовать на уроках в 6 – 8 классах при изучении темы «Задачи на проценты», на элективных курсах в рамках предпрофильной подготовки и профильном обучении, в 9 и 11 классах при подготовке к итоговой аттестации.
KPercentage является частью проекта KDE «Образование»: http://edu.org/.
4) «Интерактивная геометрия» (Kig) – программа интерактивной геометрии направлена для достижения двух целей: дать ученикам возможность исследовать математические концепции с помощью компьютера; быть инструментом для рисования геометрических фигур и встраивания их в другие документы.
«Руководство пользователя» Kig инструктирует основы построения, выбора и перемещения объектов (например, точек, прямых, окружностей).
Программа «Интерактивная геометрия» (Kig) расширяет наглядное представление преподавания геометрического материала на уроках математики в 5 – 9 классах, может быть использована при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Использование перечисленных прикладных программ повышает интерес к изучению математики, развивает пространственное воображение и алгоритмическую культуру устных вычислений.
Современных школьников уже не удивишь школьным компьютером, так как почти в каждом доме есть персональный компьютер с выходом в сеть Интернет. Но свободное программное обеспечение «Линукс Мастер» и использование прикладных программ, находящихся в его структуре, стимулирует обучающихся к изучению информационных технологий.
Прикладные программы «Линукс Мастер» можно использовать и для групповых занятий, согласно составленным программам.
Программа факультатива «Основы проектной деятельности»
Математика в общеобразовательной школе играет важную роль в формировании личностных компетенций каждого обучающегося. Поэтому в настоящее время большое внимание необходимо уделять не только обучению школьников на уроках по обязательной программе, но и предусмотреть работу, направленную на пробуждение и развитие у подрастающего поколения интереса к математике во внеурочное время. Эта проблема успешно решается на факультативных занятиях.
В условиях современной жизни необходимо научить детей взаимодействию, освоению опыта творческой работы, доведению задуманного до логического конца. Этой цели служит метод проектирования – один из интерактивных методов обучения, позволяющих максимально увеличить активность обучающихся в усвоении учебного материала, дающий возможность организовать неформальное сотрудничество «учитель – ученик», представляет практически неограниченную возможность для творчества и саморазвития личности школьника, активному использованию информационных технологий.
Данный курс может быть начат как с 5 класса, а затем продолжить до 8 класса.
Цель курса – создание условий для формирования проектных и исследовательских умений обучающихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Задачи курса:
- знакомство и обучение технологии проектной деятельности;
- развивать исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации из литературы и др.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
- повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
- предоставление участникам образовательного процесса возможности для публичного выступления с целью самовыражения;
- обучение умению презентовать себя и свою работу, используя информационные технологии;
- развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Преимущества системы работы с проектами: снижение тревожности обучающихся; проекты позволяют быть успешными во время аттестации; высокая мотивация; связь полученных знаний с реальной жизнью; развитие научной пытливости; лучшая закреплённость знаний. Использование при этом информационных технологий позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес школьников, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Программа «Основа проектной деятельности» имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры обучающихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний обучающихся, побуждает к исследовательской и проектной деятельности. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность, умение работать в коллективе.
Доминирующей формой обучения должна стать поисково-исследовательская деятельность обучающихся, реализация которой осуществляется как в рамках учебных занятий, так и в ходе выполнения домашних самостоятельных заданий.
По завершении изучения предполагается итоговая научно-практическая конференция, в которой принимают участие все обучающиеся, где они демонстрируют индивидуальные и групповые проекты.
Программа состоит из разделов: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Методические рекомендации», «Литература для обучающихся» и «Литература для учителя».
Раздел «Учебно-тематический план» задает примерное количество учебного времени, которое отводится на изучение каждого параграфа, обобщение и контроль знаний, указаны формы контроля.
В разделе «Содержание программы» указаны темы изучения теоретического и практического материала.
В разделе «Методические рекомендации» выработаны методические рекомендации для учителя по изучению всех тем курса.
В разделах «Литература для обучающихся» и «Литература для учителя» указана необходимая литература для изучения и преподавания курса.
Программа рассчитана на 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы контроля/ практикумы и проекты | |
теория | практика | ||||
1. |
Понятие проекта. Виды и типы проектов. |
1 |
1 |
|
|
2. |
Ролевые, игровые проекты. |
3 |
1 |
2 |
«Резюме», «Я – корреспондент газеты», групповая дискуссия «Шляпы». |
|
Использование ИКТ (ОС «Линукс -Мастер») для создания проектов |
1 |
Прикладная программа «KBruch» |
||
3. |
Практико-ориентированные (прикладные) проекты |
5 |
1 |
4 |
Проекты ОС «Линукс», «Умножение и деление» |
4. |
Творческие проекты. |
3 |
1 |
2 |
«Занимательная математика» |
|
Использование ИКТ (ОС «Линукс -Мастер» и «Windows”) для создания проектов |
2 |
Open Office, Microsoft Office PowerPoint |
||
5. |
Исследовательские проекты |
10 |
2 |
8 |
Индивидуальные и групповые проекты |
|
Использование ИКТ (ОС «Линукс -Мастер» и «Windows”) для создания проектов, получение информации сети Интернет |
5 |
Open Office, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher |
||
6. |
Исследовательские проекты |
3 |
|
3 |
Индивидуальные и групповые проекты |
Итоговая конференция «Мой проект» (1 час) |
|||||
|
ИТОГО |
34 |
6 |
19 |
|
Содержание программы
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Ролевые, игровые проекты. Понятие проекта. Виды и типы проектов. Ролевые, игровые проекты. Практические занятия: игры «Резюме», «Я – корреспондент газеты», групповая дискуссия «Шляпы».
Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Практические занятия: выполнение заданий ОС «KBruch».
Творческие проекты. Практические занятия по составлению проекта «Занимательная математика».
Исследовательские проекты. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Практические работы: индивидуальные и групповые исследовательские проекты с тематикой учебных модулей «Наглядная геометрия», « Игры разума: математические ребусы, игры».
Информационно - коммуникационные технологии в проектной деятельности. Работа с программным пакетом «Linux-Мастер»: Open Office и Microsoft Office 2003/2007: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage. Интернет.
Методические рекомендации
Ролевые, игровые проекты. Основная цель – познакомить обучающихся с видами и типами проектов, на примерах интерактивных игр «Резюме», «Я – корреспондент газеты» и групповой дискуссии «Шляпы» отработать навыки выполнения ролевых и игровых проектов.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Основная цель – познакомить обучающихся с практико-ориентированными (прикладными) проектами. Используя прикладную программу «KBruch» (раздел «Разложение на множители»), выполнить упражнения разложения чисел на простые множители (проверка таблицы умножения).
Творческие проекты. Основная цель – познакомить обучающихся с созданием творческих проектов по математике. Сбор информации для создания коллективного творческого проекта «Занимательная математика». Демонстрация творческого проекта «Занимательная математика».
Исследовательские проекты. Основная цель – познакомить обучающихся с созданием исследовательских проектов по математике. Сбор информации для создания групповых проектов по учебным модулям «Наглядная геометрия» и «Игры разума: математические ребусы, игры».
Информационно - коммуникационные технологии в проектной деятельности. Основная цель – Отработка навыков использования средств ИКТ для организации проектной работы по математике. Работа с программным пакетом «Linux-Мастер»: Open Office и Microsoft Office 2003/2007: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage. Интернет.
Программа групповых занятий «Игры разума»
Данная программа предназначена для организации групповых занятий для обучающихся 7 класса в рамках изучения прикладных программ по математике «Линукс Мастер».
Предлагаемая программа состоит из двух разделов «Упражнения с дробями» и «Упражнения с процентами», предлагаемых в пакете прикладных программ «Математика».
Цель программы: развитие вычислительных навыков обучающихся, посредством выполнения устных упражнений программ «Упражнения с дробями» и «Упражнения с процентами».
Программа расширяет компьютерную грамотность обучающихся и умение применять компьютер при изучении математике.
Программа рассчитана на 17 часов.
Содержание программы и методические рекомендации изучения
1. «Упражнения с дробями» (KBruch) – небольшая программа для развития навыков вычисления дробей. Представлено четыре вида упражнений: «Вычисления», «Сравнение», «Преобразование», «Разложение на множители».
Упражнения в разделе «Вычисления» позволяют выполнять различные действия: сложение и вычитание обыкновенных дробей; умножение и деление обыкновенных дробей; все действия с обыкновенными дробями. Можно моделировать условия (от двух до пяти действий) и максимальные знаменатели (10, 20, 30, 50). «Сравнение» имеет наборзаданий на сравнение обыкновенных дробей, а «Преобразование» отрабатывает навыки перевода десятичной дроби в обыкновенную дробь. Раздел «Разложение на множители» предлагает пользователю упражнения разложения чисел на простые множители (2,3,5,7,11,13,17,19).
Программа «Упражнения с дробями» (KBruch) проверяет ответы пользователя и определяет их правильность.
В результате использования KBruch развиваются вычислительные навыки обучающихся при устном счете.
2. «Упражнения с процентами» (KPercentage) – небольшое приложение, помогающее школьникам улучшить их навыки решения простых упражнений с процентами.
Программа – тест предлагает три типа уравнений: «% от ??= У», «Х % от У = ??» и «?? % от Х = У». Пользователь программы задает количество упражнений (от одного до десяти) и устанавливает один из трех уровней выполнения: легкий (необходимые расчеты выполняются легко), обычный (необходимые расчеты усложняются, возможны значения, большие 100%), сложный (возможны значения до 200%. Тем не менее, все значения – целые числа и не допускается пользование калькулятором). Кроме того, есть некоторые дополнительные функции. Как обычно, при наведении курсора мыши на какой-либо элемент управления появится всплывающая подсказка.
После выполнения каждого упражнения выпадает «смайл» с результатом выполнения (верно или неверно), специальная шкала показывает % правильно выполненных заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
|
Упражнения с дробями (KBruch) |
||||
1. |
Вычисления |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тест |
2. |
Сравнение |
2 |
0,5 |
1,5 |
Тест |
3. |
Преобразование |
1 |
|
1 |
Тест |
4. |
Разложение на множители |
3 |
0,5 |
2,5 |
Тест |
|
Упражнения с процентами (KPercentage) |
||||
1. |
«% от ??= У» |
3 |
1 |
2 |
Тест |
2. |
«Х % от У = ??» |
3 |
1 |
2 |
Тест |
3. |
«?? % от Х = У» |
3 |
1 |
2 |
Тест |
Литература для обучающихся и учителя
- Инструкция работы с прикладными программами операционной системы «Линукс Мастер»: «Образование» - «Математика» («Упражнения с дробями» (KBruch) и Упражнения с процентами» (KPercentage)).