Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий.

Цель: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.

Задачи:

  • Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому, экономическому, социальному, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.
  • Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.
  • Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

Применяемая технология: технология развивающего обучения

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

  • Компьютерная программа «Windows XP»
  • Компакт диск «Отечественная история до начала ХХ века» (ИНТ)
  • Презентация для сопровождения урока
  • Видеопроектор, экран
  • Исторические документы
  • Атласы по истории России

Использование ИКТ и цель использования:

ЦОР «Отечественная история до начала ХХ века» (ИНТ) используется на данном уроке в демонстрационной презентации для наглядности, повышения мотивации к усвоению материала, повышения эффективности проведения повторительно-обобщающего урока, т.к. следует обобщить материал нескольких, изученных ранее, тем учебных занятий и помочь учащимся в подготовке к самостоятельной работе по теме «Россия в ХVII веке». Выполнение домашнего задания будет способствовать развитию самостоятельности в поиске нового материала, т. к. учащимся нужно будет подготовить сообщение об одном из исторических деятелей эпохи. Для подготовки сообщения можно использовать данный ЦОР, в частности его разделы: библиотека, источники, лица эпохи, список литературы.

План учебного занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация. Целеполагание. – 2 мин.
  3. Введение в тему. Повторение. – 5 мин.
  4. Повторение и обобщение темы: - 35 мин.
    • Политическое развитие государства
    • Экономическое развитие России
    • Социальная структура общества
    • Расширение территории страны
    • Образование и культура эпохи
  5. Домашнее задание – 1 мин.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 2 мин.

Ход учебного занятия.

1. Организационный этап.

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель напоминает учащимся изученные ранее темы и объявляет тему урока. Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока.

3. Введение в тему.

Повторение исторических дат, понятий и личностей,   имеющих отношение к истории России ХVII века.

А) «Когда это произошло?»

Работа учащихся в парах. Каждой паре учащихся предлагается карточка с перечнем событий отечественной истории данного периода. Учащиеся поочередно называют даты с указанием событий, проверяя друг друга.

Б) «Цепочка понятий».

Учитель называет понятие и имя ученика, который будет давать определение этого понятия. Ученик дает определение и называет другое понятие, а затем указывает ученика, который раскрывает его. И т.д.

В) «История в лицах».

Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Отличался мягким характером, добротою и робостью;

  • испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;
  • вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею;
  • занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;
  • он стал родоначальником царской династии по решению «всей земли».

(Исторический деятель - Михаил Федорович Романов)

4. Рассмотрение основных вопросов плана урока.

Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы и демонстрационной презентации. В процессе подготовки к уроку и на уроке учащиеся работают в группах, решая продуктивные и творческие задания. В результате урока у каждой группы сформируется база данных по вопросам темы учебного занятия в виде схем, таблиц, опорных конспектов. В процессе общения и решения задач учащиеся учатся сотрудничать, конструктивно решать поставленные задачи во взаимодействии со всеми участниками группы.

    • Политическое развитие государства.
    • Вопрос к учащимся: Какие основные задачи стояли перед государственной властью после Смуты?

      Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в группах, отвечает на вопрос представитель группы. После ответов на экране высвечивается примерный вариант ответа на вопрос.

      Вопрос к учащимся: Назовите царей династии Романовых, правивших в ХVII веке и даты их правления. Какие знаки отличали царскую власть?

      После ответов на экране появляется фрагмент с диска «Отечественная история до ХХ века» из раздела «Генеалогия», и видеофрагмент с диска «Большой наряд».

      Одной из задач власти после Смуты было восстановление и укрепление самодержавной власти.

      Задания учащимся:

      а) Обсудите в группах и прокомментируйте содержание таблицы «Усиление самодержавной власти»;
      б) В чем суть расхождений власти и церкви в ХVII веке? Ответьте на поставленные вопросы;
      в) Докажите, что ХVII век не зря назвали «бунташным веком».

      • Экономическое развитие страны.

      Вопрос к учащимся: Какие новые явления в хозяйственной жизни страны говорили о ее возрождении после Смуты и дальнейшем экономическом развитии?

      После ответов учащихся демонстрируется таблица «Новые явления в экономической жизни».

      • Социальная структура общества.

      В 1649 году при участии царя Алексея Михайловича Земский собор принял новый свод законов России – Соборное уложение.

      Вопрос к учащимся: Какие основные положения включены были в этот документ?

      Работа с историческим документом: Проанализируйте текст главы 2 Соборного уложения «О государской чести и как его государское здоровье оберегать». Можно ли считать, что этот документ является отголоском Смутного времени? Докажите свою точку зрения.

      Вопросы к учащимся: Какие изменения произошли в социальной структуре российского общества в ХVII веке? Дайте характеристику российским сословиям, обозначьте их права и обязанности. Попробуйте выстроить иерархию сословий России в ХVII веке, расположив их в виде пирамиды.

      После представления группами учащихся вариантов выполненных заданий, предлагается вариант учителя.

      • Расширение территории России в ХVII веке.

      Вопросы к группам учащихся: Какие задачи стояли перед Россией в области внешней политики? Как, и в результате каких событий истории страны эти задачи решались?

      В чем состояла важность освоения новых территорий будущей империи? Назовите характерные черты процесса колонизации; имена крупнейших русских землепроходцев и первооткрывателей, их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока.

      С помощью атласов по истории России и карт на экране «Освоение Сибири» и «Россия при первых Романовых», взятых с диска «Отечественная история до ХХ века» учащиеся прослеживают изменения территории России в ХVII веке и отвечают на вопросы.

      • Культура России.

      Вопросы к учащимся: Как исторические условия повлияли на развитие культуры России в ХVII веке? О каких новых веяниях в области культуры можно говорить в этот период? С чем они связаны? Охарактеризуйте наиболее существенные достижения культуры России ХVII века.

      При характеристике достижений живописи и архитектуры демонстрируются фрагменты с диска «Отечественная история до ХХ века».

      5. Домашнее задание.

      Домашнее задание: повторить материал учебника гл.2; ответить на вопросы и задания к гл.2 стр.112, с целью подготовки к самостоятельной работе по теме; подготовить сообщение об одном из исторических деятелей эпохи (ХVII в.).

      6. Подведение итогов урока. Рефлексия.