Основные грамматические признаки имен существительных. 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Русский язык

Класс: 8


ЦЕЛИ:

  1. Повторение и закреплений знаний о грамматических категориях имён существительных, формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать.
  2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся, развитие орфографической зоркости; обогащение словарного запаса учащихся; формирование навыков самостоятельной работы.
  3. Воспитание самостоятельности в выборе решений, интереса к предмету.

Цели реализовывалась через решение следующих задач:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствовать умение распознавать грамматические категории существительных.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формировать универсальные учебные действия

регулятивные:определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;развивать умение корректировать свою деятельность (видеть ошибки и уметь их исправить).

личностные:

  • формирование умения адекватно оценивать свою работу;
  • воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

познавательные:

  • развитие внимания, мышления, памяти учащихся;
  • переработка и преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов;

коммуникативные:

  • формировать умение работать в парах, группах;
  • развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ТИП: обобщающий урок

ВИД: урок - игра

ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • карточки с утверждениями для устного выборочного диктанта;
  • карточки «Реши задачу»;
  • карточки для игры «Строительство дома»: фундамент, этажи, крыша;
  • карточки: «Ключи» и картинки весёлых человечков для «заселения в дом».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент;

2. Актуализация знаний:

Постановка целей и задач урока:

- Продолжаем повторять всё, что мы изучили об имени существительном. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большую работу – вспомнить, какими признаками обладает имя существительное. Не только вспомнить, но и на примерах показать свои знания. Итак, тема нашего урока - «Основные грамматические признаки имён существительных». Мы с вами будем строить дом «Имя существительное». Какой он будет – решать вам?

3. Повторение и обобщение:

Игра: строительство дома «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»:

- С чего же начинается строительство дома? Да, сначала мы с вами должны заложить фундамент.

1. Фундамент: Выборочный устный диктант

- Проверим, хорошо ли вы усвоили материал прошлых уроков. У вас на столах лежат карточки с утверждениями. Если вы согласны с моим утверждением, то прикрепите карточку на доске. Приложение 1

  1. Имя существительное – часть слова.
  2. Имя существительное – часть речи.
  3. Имя существительное обозначает действие
  4. Имя существительное обозначает предмет
  5. Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое?
  6. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  7. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
  8. Существительные могут быть собственными и нарицательными.
  9. Солнце – имя нарицательное?
  10. Существительные могут стоять в единственном, множественном и среднем числе.
  11. Категория числа – непостоянная грамматическая категория существительного.
  12. Категория рода так же непостоянная категория?
  13. Имена существительные обладают грамматической категорией склонения.
  14. Существительные бывают только одушевлёнными.
  15. Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
  16. Род существительных определяется с помощью подстановки местоимений «она», «он», «оно».

Прикрепляем карточку с изображением фундамента.

2. Первый этаж:

Раз мы строители, давайте представим стройку: работа с тематической картинкой «Стройка».

- Что вы видите на иллюстрации?

- Запишите имена существительные, которые видите на иллюстрации.

- Сколько имён существительных вы записали?

- По какому признаку вы определяли, что записанное вами слово – имя существительное?

Прикрепляем карточку с изображением 1 этажа

3. Второй этаж. «Доскажи пару»: (групповая работа) добавьте к нарицательному существительному собственное, а к собственному нарицательное, определите, одушевлённый предмет или неодушевлённый.

Москва – город

страна – Англия

Венера – планета

имя – Елена

«Мурзилка» - журнал

река – Нева

Незнайка – сказочный герой

фильм – «Титаник»

Лермонтов – поэт

герой сказки – Алёнушка

Австралия – материк

кличка собаки – Рекс

Байкал – озеро

название улицы – Советская

Прикрепляем карточку с изображением 2 этажа

4. Третий этаж. «Реши задачу»: (работа в парах) сосчитай, сколько предметов лежит в корзине, если условно предмет в единственном числе считать за 1, а во множественном числе – за 2. (предметы выписать) Приложение 2

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада(1) и духи(2),
Ленты(2), кружева(2), ботинки(2)
Что угодно для души?
Там лежали бусы(2), ложки(2),
Перья(2), веер(1) и застёжки(2),
Зеркало(1), расчёска(1), фен(1)
И ещё, конечно, крем(1).
Всё рассыпалось, ребята,
Посчитать теперь вам надо! (22)

Прикрепляем карточку с изображением 3 этажа

5. Четвёртый этаж. «Собери родственников»: найдите и запишите слова – синонимы разных родов:

Дом (мр) – хата (жр) – здание (ср)

Глаз (мр) – око (ср) – гляделка (жр)

Кимоно (ср) – халат (мр) – одежда (жр)

Гипюр(мр) – кружево (ср) – ткань (жр)

Сладость (жр) – лакомство (ср) – деликатес (мр)

Успех (мр) – удача (жр) – счастье (ср)

Прикрепляем карточку с изображением 4 этажа

6. «Крыша»: соотнесите вопросы и падеж существительных: работа на карточках. Приложение 3

- Прекрасный у нас получился дом. Но мы с вами замечательные хозяева и посадим у нашего дома сад.

«Садоводы»: распределите слова по 3 группам склонений: слова на карточках – цветках – приклеить на доску.

4. Подведение итогов урока, рефлексия: «Заселение в дом».

- Пора нам с вами заселиться в новый дом. Чтобы получить ключи от квартир нужно сделать грамматический разбор существительных. Приложение 4

- Вспоминаем алгоритм грамматического разбора имён существительных (ученик расставляет утверждения на доске в правильной последовательности)

Обучающиеся самостоятельно делают грамматический разбор существительных, выбирают фигурку с весёлым человечком и прикрепляют её в доме или у дома и отвечают на вопросы (что понравилось?, что запомнилось? Что вызвало затруднения? Как можешь оценить свои знания? Как можешь оценить знания всего класса)

5. Домашнее задание:

Работа с контрольными заданиями и вопросами, подготовка к самостоятельной работе.

Самоанализ урока: Приложение 5