Внедрение исследовательской деятельности на средней и старшей ступенях обучения

Разделы: Физика


Физика - удивительный предмет! Она позволяет находить необычное в обычном и обычное в необычном; знакомство с ней является первым шагом на пути к высшему творчеству, к самым первым «великим» детским открытиям.

С опытом приходит понимание того, как велика цена самых первых уроков физики в 7 классе. От моего творческого потенциала, фантазии, воображения, умения прогнозировать и видеть предмет в его необычных функциях и связях зависит рождение молодого ученого, талантливого инженера, инициативного офицера, руководителя производства. В противном случае в дневник ребенка впишется название еще одного скучного и неинтересного урока, а искорка любопытства, вспыхнувшая в его глазах, уже никогда не перерастет в устойчивый познавательный интерес. Как порой бывает важным сохранить его, а поможет вам в этом, конечно же, эксперимент. А уж если эксперимент выполняет сам ребенок, ждите, через несколько уроков он назовет физику своим самым любимым предметом!

Основной упор на экспериментальную работу делают и современные учебные пособия. Их авторы подводят нас к мысли, что даже самый простой эксперимент является небольшим научным исследованием, а его результаты - настоящим открытием!

В этом учебном году я преподаю физику в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина, впервые за мою многолетнюю практику мне с ребятами предстоит выполнить более тридцати экспериментов! Экспериментов до сих пор не встречавшихся в школьном курсе физики! Разве не научное открытие сделает ребенок, выполнив следующее экспериментальное задание: придумайте, как исследовать зависимость мощности теплового излучения от окраски поверхности тела.

Мы изучаем свойства не абстрактных тел, мы измеряем длину своего шага, расстояние между концами пальцев расставленных рук, максимальное расстояние между концами большого и указательного пальцев руки, время между двумя ударами пульса. Иногда я приношу на уроки фотоаппарат и незаметно для детей, чтобы не мешать им, произвожу фотосъемку. Дома, просматривая полученный фотоархив, я с удовольствием вижу, что все без исключения ребята на полученных снимках улыбаются! А это значит, что работа приносит им радость, на уроке им интересно и весело, а еще это значит, что поставленная мной на уроке задача: развивать познавательный интерес реализуется. Кроме того мои питомцы понимают, что физика- это наука о них, о процессах происходящих внутри них и что изучая ее они смогут ответить себе на многие вопросы, которые их интересуют с детства.

Теперь они знают, сколько весит их карандаш и тетрадь и даже, пытаясь быть незамеченными для учителя, они узнали, сколько весит их сотовый телефон! С нескрываемой радостью для себя я слышу, как мои ребятишки говорят друг другу, покидая класс: «Правда, было здорово?

- Да, было интересно и время незаметно пролетело!»

Большинство учебников нового поколения отличает конспективность, сухость изложения нового материала и лишь малая часть параграфа посвящена описанию эксперимента.

Я уверена, что первичные навыки исследовательской работы формируются у ребят при выполнении домашних экспериментальных заданий. Кто знает, может быть благодаря таким заданиям, я стала учителем физики! В свое время вся моя семья была занята изготовлением «пляшущих человечков».

Учебник О.Ф.Кабардина предлагает ребятам очень интересные эксперименты для осуществления дома.

Детей обязательно увлечет изготовление игрушки под названием «картезианский водолаз», а исследование зависимости показаний термометра от места его расположения в комнате и поиск мест непригодных для измерения температуры воздуха позволит ребятам сыграть роль настоящих ученых. Выполняя задание, они будут стремиться соответствовать структуре научного познания тайн и загадок окружающего мира.

Следуя логике учебного процесса, в новом учебном году я решила продолжить работу в выбранном направлении и при составлении плана исследовательской работы предложила своим ученикам темы, приближенные к их жизни в школе. Поэтому девятиклассники проведут исследование «Физика в спортзале», а десятый класс заинтересовала проблема «Мобильный телефон в жизни старшеклассников лицея № 24».

Проводя исследование, мои питомцы будут учиться проводить исследования различных физических явлений, вести диалог дискуссию, дебаты, ценить свою семью и окружающих их людей, сознавать свои достоинства и недостатки.

Творческая работа позволит им узнать много интересного, повысить уровень знаний по физике, развить такие качества, как ответственность, коммуникабельность, работоспособность, трудолюбие.

Мне хочется сформировать у детей представление о важности всех компонентов обучения: теоретического материала параграфов школьного учебника, умения проводить опыты и решать задачи.

Им необходимо овладеть теоретическими методами физических открытий, научиться формулировать гипотезы, на основе наблюдений, фактов проводить мысленный эксперимент, конструировать различные модели.

Но самое важное, чему ребята должны научиться - умение оценивать результаты своего труда, ведь любую деятельность можно считать завершенной, когда она осмыслена и проанализирована. Причем анализу они должны подвергнуть нетолько полученные ими результаты, но и то, как им удалось их достигнуть, какие методы, способы, приемы они с этой целью использовали.