(Демонстрация слайда)
Светом солнцем залитая
Вся под небом синим,
Ты, Сибирь, моя родная,
Край моей России
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами интерактивной технологии.
Цели по содержанию:
- Образовательная: формировать знания об особенностях географического положения Восточной и Северо-Восточной как факторе, определяющим природные особенности этой территории.
- Развивающая: закрепить умения самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми, объяснять особенности климата, режима рек ПТК;
- Воспитательная: способствовать осознанию мировоззренческой идеи мира на примере взаимосвязи компонентов природы Восточной и Северо-Восточной Сибири.
Методы: объяснительно-иллюстративный репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: Компьютер. Диск «Образовательная коллекция. География. Россия. Природа и население». Карты: физическая, тектоническая, геологическая, климатическая. Учебник Э.М.Раковская «География: природа России», 8 класс.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Выступление учащихся, подготовивших презентации по темам «Заповедники Западной Сибири», «Природа Тазовского района»
3. Целеполагания и мотивация
Могучий край всемирной славы,
Что грозной щедростью стяжал,
Завод и житница державы,
Её рудник и арсенал.Край, где несметный клад заложен, –
Под слоем – слой мощней вдвойне.
Иной ещё не потревожен,
Как донный лед на глубине.
Сегодня у нас сложная задача – изучить Восточную и Северо-Восточную Сибирь. Казалось бы, объединение этих двух довольно различных в природном отношении регионов в один ПК ничего, кроме возражений, не вызывает. Действительно, объединены крупная равнина (хотя и приподнятая!), сформированная на древней докембрийской платформе, с горными системами молодой мезозойской складчатой области.
4. Проблемное задание
– Что же у них общего?
– Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо решить предлагаемые задания.
Задание 1. Используя рис. 71., ст.163 учебника, физическую карту атласа ст.4-5, определите географическое положение Восточной и Северо-Восточной Сибири по плану:
1. Назовите границы этой природной территории
на севере, западе, юге и востоке.
2. Уточните, какие формы рельефа входят в состав
Восточной и Северо-Восточной Сибири.
3. В чём особенность её географического положения
по сравнению с Западно-Сибирской равниной?
4. Как Северный Ледовитый океан влияет на
природные условия Восточной и Северо-Восточной
Сибири?
5. Как Атлантический океан влияет на природные
условия этой части Сибири?
6. Объясните, почему Тихий океан, сравнительно
недалеко расположенный от Восточной Сибири,
практически не оказывает влияния на её природные
условия.
7. Сделайте обобщающий вывод, как географическое
положение Восточной и Северо-Восточной Сибири
влияет на природные условия территории.
(Краткая запись в тетради)
Задание 2. Зарисуйте схему географического положения Восточной и Северо-Восточной Сибири в тетрадь (ЛОК).
Задание 3. Используя картосхемы компьютера, карты атласа, установите закономерности размещения форм рельефа, тектонических структур, полезных ископаемых Восточной и Северо-Восточной Сибири. Заполните таблицу.
Формы рельефа | Тектоническая структура | Полезные ископаемые |
|
Вывод:
5. Индивидуальное задание (работа с компьютером)
1 вариант.
Задание 4. Сравните строение Сибирской платформы и Предверхоянского прогиба. Существует ли разница в строении, и в полезных ископаемых территорий? Объясните почему? Что такое траппы? (Компьютер. Слайд «Тектоническое строение. Траппы»)
2 вариант.
Задание 5. Используя картосхемы компьютера, рис. 26., ст. 66. учебника, назовите неотектонические движения Восточной и Северо-Восточной Сибири. Возможны ли землетрясения на этой территории?
(Демонстрация слайда)
В.Г.Короленко «Мороз»:
«Птицы замедлили полет, судорожно взмахивая крыльям, и падали на землю, медведи зябли в берлогах и выходили тощие, испуганные, злые… мы тоже начинали зябнуть… Холод забирается под одежду, потом в мускулы, потом в кости, до мозга костей, как говорится-говорится не даром».
Задание 6. Используя различные источники знаний (учебник ст. 233-233, картосхемы компьютера, карты атласов), составить характеристику климата Восточной и Северо-Восточной Сибири. Заполнить таблицу.
Климатические показатели |
Характеристика климатических показателей |
Температура января | |
Температура июля | |
Осадки | |
Климатические явления | |
Климатический пояс | |
Климатическая область |
1 вариант. Сравните климат Восточной и Северо-Восточной Сибири и Восточно-Европейской равнины, установите черты сходства и различия, объясните их.
2 вариант. Сравните климат Восточной и Северо-Восточной Сибири и Западной Сибири, установите черты сходства и различия, объясните их.
3 вариант. Используя рис.97., уч. ст.236., расскажите о взаимосвязи различных явлений природы в Восточной Сибири (сибирский антициклон, температурная инверсия, полюса холода северного полушария)
Задание 7. Вспомните видеофильм
«Сибирь», используйте рис. 70. ст. уч. 158-159, назовите
природные зоны Восточной и Северо-Восточной
Сибири.
Характерна ли высотная поясность для этой
территории, почему? Объясните! (см. рис.100., ст. 239.
учебник).
Задание 8. Прочитайте стихотворение И. Омулевского-Федорова «Сибирь», определите, какими природными ресурсами богата Восточная и Северо-Восточная Сибирь.
И. Омулевский-Федоров
Сибирь
О, здравствуй, родина моя!
Румяно-свежая, как роза.
В венке брильянтовом мороза,
В блестящей тунике снегов,
Ни на кого ты не похожа,
Стоишь невестою пригожей.
Внутри хором твоих приветных
Весь пол из камней самоцветных,
Там груды всякого добра-
Медведи, соболи, куницы
Лежат у ног взамен ковра.
На всех концах земной планеты
Расскажут все твои приметы:
Сильна – как в сказке богатырь,
Ума и разума – палата,
Как золотой рудник, – богата,
Привольна – как степная ширь.
Дополни! (используй атлас, учебник, картосхемы компьютера, картины, фотографии ПК)
6. Осознание и осмысление блока новой информации
Задание. Подведите итог изученного материала, и ответьте на вопрос, который был задан в начале урока.
Вопросы и задания на закрепление и обобщение знаний.
1. Какие формы рельефа располагаются в Восточной и Северо-Восточной Сибири? Объясните, почему рельеф этой территории разнообразен. Под влиянием, каких процессов он изменяется в настоящее время?
2. Назовите причины, в результате которых в Восточной и Северо-Восточной Сибири сформировался резко континентальный климат. Назовите природные условия, в результате которых в Якутии образуются инверсии температур.
3. а) Известно, что в Восточной Сибири осадков за
год выпадает немного (100-300 мм). Почему же многие
районы страдают от заболоченности?
б) Лиственница в Восточной и Северо-Восточной
Сибири распространена очень широко; даже в
районе Верхоянска и Оймякона – полюсах холода
северного полушария – она занимает огромные
площади. Какие биологические особенности
лиственницы позволяют ей переносить суровые
климатические условия?
Вывод: Взаимосвязи природных компонентов Восточной и Северо-Восточной Сибири подтверждают целостность и единство мира.
7. Контроль знаний географической номенклатуры
Географический диктант по теме «Восточная Сибирь»
1 вариант.
- Горный хребет, протянувшийся вдоль правого берега Лены.
- Низменность, расположенная в низовьях двух рек. Одна из них впадает в море Лаптевых, другая – в Восточно-Сибирское море.
- Самая высокая вершина Восточной Сибири.
- Низменность, расположенная севернее Среднесибирского плоскогорья, протянувшаяся от Енисейского залива до устья Лены.
- Плато на северо-западе Среднесибирского плоскогорья.
- Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири.
- Низменность, расположенная восточнее реки Индигирки.
- Невысокий хребет, протянувшийся вдоль правого берега Енисея.
- Нагорье, расположенное между Верхоянским хребтом и хребтом Черского.
- Назовите крупнейший приток реки Енисея.
- Озеро на полуострове Таймыр.
2 вариант
- Крупнейший полуостров на севере Среднесибирского плоскогорья.
- Самая высокая вершина Восточной Сибири.
- Крупная река Восточной Сибири берущая начало на Прибайкальском хребте.
- Горный хребет, протянувшийся вдоль правого берега Енисея.
- Плато на северо-западе Среднесибирского плоскогорья.
- Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири.
- Горный хребет, протянувшийся вдоль правого берега Лены.
- Река, на которой находится город Верхоянск.
- Низменность на левом берегу реки Колымы.
- Горы, расположенные на полуострове Таймыр.
- Плоскогорье, расположенное между Верхоянским хребтом и хребтом Черского.
8. Домашнее задание:
1. Повторить выученный материал (используй
конспект урока, параграф 40 учебника)
2. В рабочей тетради «География России. Природа.
Население» выполнить задание ст. 54.