Урок математики по теме "Прямоугольник". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с определением «Прямоугольник».
Задачи урока:

  • Предметные:
    • формировать представление о прямоугольнике. Как четырёхугольнике у которого все углы прямые;
    • развивать пространственное и логическое мышление путём сопоставления геометрических фигур;
    • развивать умение строить прямоугольник и отличать его из ряда четырёхугольников.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации;
      • развивать умение учащихся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Познавательные:
      • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объектов;
      • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
      • работать над формированием  умений работать по образцу.
    • Коммуникативные:
      • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
    • Личностные:
      • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
      • использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Планируемые результаты:

  • научатся распознавать прямоугольники;
  • чертить фигуры с помощью чертёжного угольника;
  • читать и сравнивать выражения, используя математическую терминологию;
  • дополнять условие задачи вопросом;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат;

Оборудование:  Презентация, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями и геометрические фигуры на доске и у учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, какое у вас настроение? Поделитесь своим настроением друг с другом. Поприветствуйте гостей.

II. Создание ситуации успеха

– Девиз сегодняшнего урока: ( слайд № 2)

Не говори: «Не могу».
Говори: «Надо научиться!»

– Я надеюсь, что этот урок даст вам новые знания из области математики.
– Сядьте за партой правильно:

Ноги под партой, руки у края.
Тетрадь под наклоном.
Спинка прямая.

– Ребята, а вы любите путешествовать?

В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
И с собой прошу вас взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.

– А куда мы с вами отправимся вы узнаете выполнив следующее задание.

III. Актуализация знаний

Устный счёт. (слайды № 3-11)

IV. Постановка учебной задачи

– Итак, мы отправляемся в страну Геометрию. (слайд № 12)
– А что такое – геометрия? (слайд № 13)

В переводе с греческого языка это слово означает «землемерие» ( «гео» – земля, «метрио» – измерять.) Геометрия зародилась в глубокой древности ( слайд № 14). Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
– Посмотрите, а вот и первый город. (слайд № 15). Называется он город Многоугольников. Но ворота закрыты.Чтобы открыть ворота нужно отгадать загадки, которые придумали жители этого города.

1.  Это странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ... точек.

2. Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть  нет, начало – то есть.   ЛУЧ

3.  Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути.     ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

4. Хоть тоже без начала и конца,
Но я могу вилять туда – сюда.      КРИВАЯ ЛИНИЯ

5. Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.   ОТРЕЗОК

7. Кусок проволоки возьми
И его ты перегни.
Хочешь раз, а хочешь – два, Хочешь – три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!    ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ!

– Попробуем теперь открыть ворота. А вот и ключик от замка.(слайд 16) Получилось. Мы входим в город и попадаем на «Площадь геометрических фигур».(слайд 17)

На доске многоугольники

– Назовите, какие фигуры видите.? Как их можно разделить на группы? (По количеству углов).
– Уберите шестиугольники (выходит один уч-ся).
– Какие группы фигур остались? ( Треугольники и четырёхугольники).
– Сколько треугольников? (2).
– Какой из них имеет прямой угол? Какой инструмент нам поможет это доказать? (Угольник.)

(Один уч-ся выходит к доске и показывает прямой угол в треугольнике).

– Уберём треугольники. Какие фигуры остались? (Четырёхугольники.)
– Какие углы имеют оставшиеся фигуры? (Уч-ся у доски определяет виды углов, используя угольник).
– Можно ли все эти фигуры назвать прямоугольниками? А как вы думаете, какой четырёхугольник называется прямоугольником?
– Назовите тему урока. (Прямоугольник.)
– Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать. Какая фигура называется прямоугольником.)

V. Усвоение новых знаний

1. Сказка о прямоугольниках.

– В стране Геометрии есть остров (слайд 18). На острове живет очень важная фигура. (Слайд 19). Важность её признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила фигура на своём пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»
– Как же тебя зовут, брат? – спрашивали все встречные.
– Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? (Квадрат.)
– А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
Ходил квадрат по свету и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он на меня должен быть чем-то похож».
Однажды встречает он на пути такую фигуру (слайд 20)
Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.
– Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры? (Все углы прямые.)
И спросил тогда Квадрат: «Как зовут тебя?»
– Меня зовут…
– Кто знает, как называется эта фигура? (Прямоугольник.)
– Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)
– Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. (Работа с прямоугольниками на местах, один уч-ся у доски.)
– Сколько сторон у прямоугольника? (4)
– Покажите стороны, которые лежат одна против другой. Это противоположные стороны.
– Измерьте их длину. Что скажете? (Они равны.)
– Измерьте две другие противоположные стороны.(Они равны.)
– Сформулируйте вывод о длине противоположных сторон прямоугольника. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
– В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга.
– Вот квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?»
«Я бы тоже рад был узнать об этом, – отвечает Прямоугольник. – Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит мы с тобой близкие родственники и у нас одна и та же фамилия.
Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.
– Давайте и мы их найдём. (1.Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны.)
– Молодцы, ребята!  А какая же общая фамилии может быть у этих фигур? (Прямоугольники)(слайд 21)
– Давайте проверим, правы ли мы.
Чтение правила в учебнике на с.14
– Обрадовались Квадрат и Прямоугольник тому, что нашли близких родственников, и стали с тех пор дружить.
– Понравилась сказка? О какой новой дружбе вы узнали?

2. Работа с электронным приложением к учебнику.

VI. Первичная проверка знаний

1. Работа с учебником.

Выполнение задания № 1 на с. 14.

– Найдите четырёхугольники у которых все углы прямые. Назовите номера этих фигур.
– Осмотрите нашу классную комнату. Назовите предметы, прямоугольной формы.

Выполнение задания № 2 на с. 14

– Сколько фигур вы раскрасили? (1)

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№4 (с.14)

– Прочитайте условие задачи.
– Поставьте вопрос так, чтобы она решалась в одно действие, в два действия. Решите составную задачу.

Проверка. Самооценка.

№ 5 (с. 14)
– Рассмотрите числовые выражения. Можно ли поставить между ними знаки сравнения, не вычисляя значения выражений?

Проверка. Самооценка.

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 40 (с.15) Самостоятельное выполнение.

Проверка по эталону (слайд 22)

Взаимооценка.

– Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу товарища.

VIII. Рефлексия (слайд 23)

– Продолжите высказывания.

IX. Подведение итогов

Оценки.

– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что осталось непонятным?
– Какое задание было трудно выполнять?

Домашнее задание: № 3, 6 с.14 (При решении задачи обратить внимание на выбор числа, обозначающего количество денег.)

Используемая литература: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по математике: 2 класс» М.: ВАКО, 2012.