Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему
Задачи:
1. Дидактическая:
- Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
2. Коррекционная:
- Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
- Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
3. Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись “Голоса птиц”; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.
Формы организации деятельности: фронтальное занятие с элементами игровой деятельности
Структура занятия:
- Получение письма от волшебника.
- Сочинение продолжения сказки.
- Игра “Сравни и назови”.
- Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем мы говорили”.
- Игра “Хорошо – плохо”.
- Пальчиковая гимнастика с прищепками.
- Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам.
- Словесная игра “За что я люблю весну”.
- Сюрпризный момент “Солнышко в подарок”.
Характеристика группы: Дети восьмого года жизни.
Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью “Детям группы “Золотая рыбка”. Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – “Сказка”. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей.)
Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.
Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!”
Воспитатель: “Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – “Солнце” Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.)
Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Основная часть:
Проводиться игра “Сравни и назови”, в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
– Солнце желтое, как… (одуванчик).
– Солнце круглое, как… (мячик).
– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
– Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.
Воспитатель: “Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?”
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
Ответы детей:
– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
– Начал таять снег.
– Потекли ручьи.
– Зазвенела капель.
Воспитатель: “А что же было дальше?”
Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.
Ответы детей:
– Вода напоила землю.
– На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.
Воспитатель: “Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине”.
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку”.
Выполняется упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем мы говорили”. Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют”: капель, солнышко, цветы и т. д.
Воспитатель: “А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Ответы детей:
– Гусеницы.
– Жуки.
– Муравьи.
– Мухи.
Воспитатель: “А как вы думаете, кто этому обрадовался?”.
Ответы детей: “Птицы”.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.
Воспитатель: “Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?” (“Птичье пение”).
Проводиться игра “Хорошо – плохо”.
Воспитатель: “А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (“ Перелетные”) Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?”
Ответы детей:
– Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на
юге тепло.
– Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а
в теплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель: “А что хорошего, в том, что птицы улетают от нас?
Ответы детей:
– Мы не видим птиц, не слышим их пения.
– Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: “Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?”
Ответы детей:
– Скворец.
– Жаворонок.
– Грач.
– Иволга.
– Трясогузка.
– Соловей.
Воспитатель: “А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (“Строят гнезда”.) Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.
Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.
Воспитатель: “Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Ответы детей:
– Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий.
– Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.
Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Воспитатель: “А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?” (“Зацветают деревья и кустарники”).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку “Как солнце весне помогало”.
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Ответы детей:
Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.
Воспитатель: “Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?” (“Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее”).
Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.
Заключительная часть.
Воспитатель: “Скажите, вы любите весну?” (Ответы детей.) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению (Например: “Я люблю весну за веселую, звонкую капель” и т.д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: “Посмотрите, что у нас получилось? (“Солнце”.) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно”.
Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.