Тип урока: Комбинированный.
Цель урока:
- Познакомить с орнаментальным искусством хантыйского народа.
- Углубить знания о видах и формах орнамента на примере хантыйского.
- Научить ритмическому размещению мотивов узора в полосе.
- Развивать навыки работы в парах и пользования новыми инструментами графической программы CorelDraw 12.
- Воспитывать понимание разнообразия культур и бережное к ним отношение, толерантность, терпимость к представителям других национальностей.
Оборудование урока:
для учителя: графическая программа CorelDRAW 12, компьютерная презентация прямолинейного хантыйского орнамента (Приложение 1). На доске – работы детей прошлых лет, фотоматериал по теме, разноуровневые задания, схема построения орнамента на компьютере;
для учащегося: раздаточный материал (орнаменты и алгоритм построения орнамента на компьютере), альбом, карандаш, ластик.
Оформление классной доски: Выставка фотоматериалов, образцы прямолинейного орнамента, детские работы, компьютерная презентация прямолинейного хантыйского орнамента.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Повторение пройденного материала (3 мин).
- Объяснение темы урока (9 мин).
- Практическая работа (20 мин).
- Подведение предварительных итогов, анализ выполненных работ (5 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала.
Актуализация знаний, фронтальный опрос, беседа с целью подготовки к изучению нового.
На столе у учащихся лежат карточки с разного вида орнаментом.
- Какие виды орнаментов декоративно-прикладного искусства вы знаете? Называем орнамент и поднимаем соответствующую карточку. (Растительный, зооморфный, геометрический).
3. Объяснение нового материала. Эвристическая беседа.
У коренных жителей Севера тоже есть свои орнаменты, которыми они украшают свою одежду и предметы быта. Посмотрите на нашу выставку – вы увидите не только фотографии жителей северного края, рисунки орнаментов на их одежде, но и детские рисунки, поделки прошлых лет.
Предметом нашего изучения сегодня будет хантыйский прямолинейный орнамент.
- Почему его называют прямолинейным? (Используют прямые линии).
- Какую особенность орнамента вы заметили? (Ритмичный, зеркальный).
Чтобы получить зеркальный орнамент, мастерица складывает две цветные полоски ткани лицевой стороной друг к другу и режет их одновременно.
- А вы догадались, почему используются только два цвета: темно-коричневый и золотистый? (Цвета оленьих шкур и вареной березовой коры, из которой делается утварь).
4. Практическая работа. Работа в парах.
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать прямолинейный орнамент, учиться рисовать его фрагмент, как в альбоме, так и на компьютере в графической программе для художников CorelDraw 12. Эта программа позволяет быстро и качественно делать разного рода рисунки.
Сначала мы нарисуем элементы орнамента в альбоме и только после этого сядем за компьютеры.
Для удобства работы на компьютере мы будем работать в парах.
Мы выберем несложный орнамент «Заячьи ушки».
Рисунок 1
Так как орнамент состоит из двух сегментов, соответственно каждому из вас достанется своя часть. Один ученик делает нижний сегмент (Рисунок 2) , а второй ученик – верхний (Рисунок 3) . В то время как один из вас выполняет свою часть работы на компьютере – второй его проверяет, подсказывает и наоборот. У кого есть вопросы по алгоритму построения работы (Приложение 2)?
4. Практическая работа в парах за компьютером.
Пробное упражнение - каждый из вас должен нарисовать любую фигуру (квадрат, треугольник) эти инструментом и залить цветом. Когда вы выполните пробное упражнение, нужно будет поднять руку. Приступаем. Теперь вы с легкостью нарисуете нужный нам орнамент!
Одно правило: сделал свою часть работы – подними руку.
Выполнение основного задания.
Вот теперь наш орнамент готов. Таким же образом делаются и криволинейные орнаменты.
- Давайте повторим основные пункты алгоритма построения орнамента на компьютере.
5. Подведение итогов урока.
Теперь пришло время подведения итогов и выставления отметок.
- Что нового вы сегодня вы узнали?
- Кому задание показалось тяжелым?
Посмотрите на соседа справа и поставьте ему отметку за правильность построения орнамента, соблюдение алгоритма построения и аккуратность.