Конспект урока по предмету "Культура народов Севера" с применением ИКТ. Тема: "Прямолинейный (геометрический) хантыйский орнамент". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

  1. Познакомить с орнаментальным искусством хантыйского народа.
  2. Углубить знания о видах и формах орнамента на примере хантыйского.
  3. Научить ритмическому размещению мотивов узора в полосе.
  4. Развивать навыки работы в парах и пользования новыми инструментами графической программы CorelDraw 12.
  5. Воспитывать понимание разнообразия культур и бережное к ним отношение, толерантность, терпимость к представителям других национальностей.

Оборудование урока:

для учителя: графическая программа CorelDRAW 12, компьютерная презентация прямолинейного хантыйского орнамента (Приложение 1). На доске – работы детей прошлых лет, фотоматериал по теме, разноуровневые задания, схема построения орнамента на компьютере;

для учащегося: раздаточный материал (орнаменты и алгоритм построения орнамента на компьютере), альбом, карандаш, ластик.

Оформление классной доски: Выставка фотоматериалов, образцы прямолинейного орнамента, детские работы, компьютерная презентация прямолинейного хантыйского орнамента.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение пройденного материала (3 мин).
  3. Объяснение темы урока (9 мин).
  4. Практическая работа (20 мин).
  5. Подведение предварительных итогов, анализ выполненных работ (5 мин).
  6. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

Актуализация знаний, фронтальный опрос, беседа с целью подготовки к изучению нового.

На столе у учащихся лежат карточки с разного вида орнаментом.

- Какие виды орнаментов декоративно-прикладного искусства вы знаете? Называем орнамент и поднимаем соответствующую карточку. (Растительный, зооморфный, геометрический).

3. Объяснение нового материала. Эвристическая беседа.

У коренных жителей Севера тоже есть свои орнаменты, которыми они украшают свою одежду и предметы быта. Посмотрите на нашу выставку – вы увидите не только фотографии жителей северного края, рисунки орнаментов на их одежде, но и детские рисунки, поделки прошлых лет.

Предметом нашего изучения сегодня будет хантыйский прямолинейный орнамент.

- Почему его называют прямолинейным? (Используют прямые линии).

- Какую особенность орнамента вы заметили? (Ритмичный, зеркальный).

Чтобы получить зеркальный орнамент, мастерица складывает две цветные полоски ткани лицевой стороной друг к другу и режет их одновременно.

- А вы догадались, почему используются только два цвета: темно-коричневый и золотистый? (Цвета оленьих шкур и вареной березовой коры, из которой делается утварь).

4. Практическая работа. Работа в парах.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать прямолинейный орнамент, учиться рисовать его фрагмент, как в альбоме, так и на компьютере в графической программе для художников CorelDraw 12. Эта программа позволяет быстро и качественно делать разного рода рисунки.

Сначала мы нарисуем элементы орнамента в альбоме и только после этого сядем за компьютеры.

Для удобства работы на компьютере мы будем работать в парах.

Мы выберем несложный орнамент «Заячьи ушки».


Рисунок 1

Так как орнамент состоит из двух сегментов, соответственно каждому из вас достанется своя часть. Один ученик делает нижний сегмент (Рисунок 2) , а второй ученик – верхний (Рисунок 3) . В то время как один из вас выполняет свою часть работы на компьютере – второй его проверяет, подсказывает и наоборот. У кого есть вопросы по алгоритму построения работы (Приложение 2)?

4. Практическая работа в парах за компьютером.

Пробное упражнение - каждый из вас должен нарисовать любую фигуру (квадрат, треугольник) эти инструментом и залить цветом. Когда вы выполните пробное упражнение, нужно будет поднять руку. Приступаем. Теперь вы с легкостью нарисуете нужный нам орнамент!

Одно правило: сделал свою часть работы – подними руку.

Выполнение основного задания.

Вот теперь наш орнамент готов. Таким же образом делаются и криволинейные орнаменты.

- Давайте повторим основные пункты алгоритма построения орнамента на компьютере.

5. Подведение итогов урока.

Теперь пришло время подведения итогов и выставления отметок.

- Что нового вы сегодня вы узнали?

- Кому задание показалось тяжелым?

Посмотрите на соседа справа и поставьте ему отметку за правильность построения орнамента, соблюдение алгоритма построения и аккуратность.

6. Домашнее задание.