Цели и задачи:
- Способствовать воспитанию уважения, чуткого отношения к традициям (на примере истории игрушки) северных народов страны. Вызвать интерес к культуре народов региона.
- Содействовать развитию эстетического восприятия, конструктивного мышления, потребности в творческой деятельности, стремлении довести начатое дело до конца.
- Продолжать обучать приемам складывания бумаги по разметке и клеевого соединения деталей.
- Осуществлять монтаж, руководствуясь задачами равновесия и конструктивных возможностей формы.
Обоснование выбранной темы:
- Обучающиеся имеют недостаточные представления о традициях и культуре народов региона в широком аспекте (например, игрушки).
- Недостаточное проявление толерантности и уважительного отношения к представителям другой нации.
- Реализация программы по разделу «Конструирование из бумаги».
Оборудование для учителя:
Демонстрационные материалы: фотоиллюстративный материал с изображением оленей; образцы изделий; шаблоны деталей; схема для бумажного моделирования «Северный олень» (разного уровня сложности); словарные слова: ханты, манси, ненцы; памятка «Правила работы с бумагой, условные обозначения разметки».
Оборудование для учащихся: коричневая бумага или картон, ножницы, линейка, карандаш, клей.
План урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть.
- Предварительное планирование:
а) анализ образцов,
б) составление плана работы. - Подготовка рабочего места.
- Повторение правил техники безопасности.
- Практическая часть:
а) разметка деталей по шаблону,
б) вырезание деталей,
в) сгибание выкройки,
г) склеивание изделия. - Выставка детских работ. Анализ урока.
- Уборка рабочего места.
Ключевые термины:
- К пункту 2 – ханты, манси, ненцы.
- К пункту 3 – объект, материал, форма, способ сгибания, инструменты, применение.
- К пункту 4 – композиционное равновесие, точность, аккуратность, эстетичность.
Ход урока
Учитель: Ознакомление с историей детской игрушки народов Ханты-Мансийского автономного округа. Особенности игрушек, отображающих животный мир северного края. Олень – как символ жизни народов Севера (Приложение 1),
Учитель: Теперь рассмотрим карточки на ваших столах
Что является объектом работы?
Ученики: Олень.
Учитель: Из скольких деталей состоит объект? Назовите их.
Ученики: Из трех. Туловище, рога, подставка.
Учитель: Как они соединены между собой?
Ученики: С помощью клея.
Учитель: Какой материал нам понадобится для работы?
Ученики: Коричневый и зеленый картон.
Учитель: Какие инструменты понадобятся?
Ученики: Карандаш, ножницы, линейка, клей.
Учитель: С чего начинаем работу?
Ученики: Экономно разместим шаблоны деталей оленя на коричневой бумаге.
Учитель: Затем?
Ученики: Обведем шаблоны, вырежем. Согнем по линиям сгиба.
Учитель: С каких деталей начнете сборку изделия?
Ученики: Приклеим рога к голове, а туловище за ноги к подставке.
Учитель: Есть ли трудности при выполнении работы?
Учитель: Вспомним правила работы с ножницами и клеем.
Практическая часть.
Учитель: Контроль за изготовлением и порядком на рабочем месте. Поощрение за качественно выполненную работу и соблюдение техники безопасности.
Ученики: Работают самостоятельно по намеченному плану, опираясь на ключевые слова: точность, аккуратность, эстетичность.
Заключительная часть.
Учитель: Какой вид соединения деталей вы использовали?
Ученики: Клеевой
Учитель: Это называется неподвижное соединение.
Ученики: Демонстрация изделий на мини-выставке, проверка прочности соединения и равновесия конструкции.
Учитель: О культуре каких коренных народов вы узнали?
Ученики: Ханты, манси, ненцы.