Цели:
- Упражнять в склонении имен существительных единственного и множественного числа.
- Расширять словарный запас детей (продолжить знакомство детей с фразеологизмами и многозначными словами)
- Развивать учебно-языковые и речевые умения учащихся.
Демонстрационный материал: Презентация (Приложение)
Ход урока
I. Орг. момент.
Оформление тетрадей.
II. Чистописание.
Слайд 1. Запишите словосочетание, выписав буквы, которые стоят между согласными.
нсдеурвбд
ушаажтчои
нлпыосазряф
гцослмоввшай
Светлая голова
- Как называется словосочетание, которое вы написали?
Слайд 2.
- Посмотрите на фотографии. Какая из этих фотографий отражает прямое значение словосочетания?
- А какое переносное значение этого фразеологизма?
«Светлая голова» - так говорят о человеке умном, знающем, умеющем находить ответы на трудные вопросы.
Я думаю, наши гости смогут убедиться, что и в нашем классе есть светлые головы.
III. Словарная работа.
1 ученик будет работать у доски, а остальные в тетрадях. Будьте внимательны. Слова надо будет записать под диктовку в два столбика. Начинайте ровно друг под другом.
Профессия | Человек |
Аккорд | Иней |
Дрожжи | Сентябрь |
Ещё | Лагерь |
Жужжать | Огурец |
Слайд 3. Проверьте написанное.
- Какое слово лишнее в 1-м столбике?
- Что общего у остальных слов?
- Какое слово лишнее во 2-м столбике?
- Что общего у остальных слов?
Выделите первые буквы каждого столбика в рамочку.
- Какие слова получились?
Слайд 4.
Оценить!
IV. Формулирование темы и цели урока.
- Что объединяет эти два понятия? (Это непостоянные признаки имен существительных)
Слайд 5
- Сегодня на уроке они будут ключевыми словами.
- Давайте дополним эти группы ключевых слов.
Слайд 5 (продолжение)
Кто вспомнит предложение–подсказку для запоминания названий падежей?
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Изменение по падежам имен существительных в ед. и мн. числе.
- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)
Слайд 6.
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
- А теперь мы будем упражняться в склонении имен существительных в ед. и мн. числе.
1) Упр. 126. Всё по заданию учебника. 1 чел у доски.
И.п. | Д.п. | Д.п. | П.п | И.п. |
Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. (выделяют основу и окончание, указывают падеж)
Сделайте вывод. Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Проверьте верно ли мы сделали вывод. (с. 19 правило)
2) А теперь вы самостоятельно просклоняйте существительное ПАРУСА
Взять 2-3 тетради, проверить, оценить.
Слайд 7
3) Сейчас вам предстоит просклонять два слова: ЗВЕЗДА, ЗВЁЗДЫ.
- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.
- Как называются такие слова? (многозначные)
Слайд 8
Один ученик просклоняет слово ЗВЕЗДА, а другой ЗВЁЗДЫ. А остальные в тетрадях оба слова.
- Надо ли писать вопрос к каждому слову? ( Нет достаточно написать один раз)
Проверка. Оценки.
VI. Домашнее задание.
Дома вам предстоит составить небольшой текст со словами звезда или звёзды.
Упр. 127.
- Что такое текст? Сколько предложений вам надо будет записать?
Как вы думаете тексты будут о каких звёздах? Правильно, Вариантов может быть много. Это зависит от значения слова. А значений у слова звезда много.
VII. Итог урока.
Итак, подведем итоги.
- В чем мы сегодня упражнялись?
- В форме какого числа имена существительные могут изменяться по падежам.
Правило в учебнике.
- На следующих уроках мы подробнее поговорим о всех падежах имен существительных и будем учиться их различать.