Урок русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Упражнять в склонении имен существительных единственного и множественного числа.
  2. Расширять словарный запас детей (продолжить знакомство детей с фразеологизмами и многозначными словами)
  3. Развивать учебно-языковые и речевые умения учащихся.

Демонстрационный материал: Презентация (Приложение)

Ход урока

I. Орг. момент.

Оформление тетрадей.

II. Чистописание.

Слайд 1. Запишите словосочетание, выписав буквы, которые стоят между согласными.

нсдеурвбд
ушаажтчои
нлпыосазряф
гцослмоввшай

Светлая голова

- Как называется словосочетание, которое вы написали?

Слайд 2.

- Посмотрите на фотографии. Какая из этих фотографий отражает прямое значение словосочетания?

- А какое переносное значение этого фразеологизма?

«Светлая голова» - так говорят о человеке умном, знающем, умеющем находить ответы на трудные вопросы.

Я думаю, наши гости смогут убедиться, что и в нашем классе есть светлые головы.

III. Словарная работа.

1 ученик будет работать у доски, а остальные в тетрадях. Будьте внимательны. Слова надо будет записать под диктовку в два столбика. Начинайте ровно друг под другом.

Профессия      Человек
Аккорд Иней
Дрожжи Сентябрь
Ещё Лагерь
Жужжать Огурец

Слайд 3. Проверьте написанное.

- Какое слово лишнее в 1-м столбике?

- Что общего у остальных слов?

- Какое слово лишнее во 2-м столбике?

- Что общего у остальных слов?

Выделите первые буквы каждого столбика в рамочку.

- Какие слова получились?

Слайд 4.

Оценить!

IV. Формулирование темы и цели урока.

- Что объединяет эти два понятия? (Это непостоянные признаки имен существительных)

Слайд 5

- Сегодня на уроке они будут ключевыми словами.

- Давайте дополним эти группы ключевых слов.

Слайд 5 (продолжение)

Кто вспомнит предложение–подсказку для запоминания названий падежей?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Изменение по падежам имен существительных в ед. и мн. числе.

- Может быть, кто-то подскажет, как называется такое изменение имен существительных? (СКЛОНЕНИЕ)

Слайд 6.

V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

- А теперь мы будем упражняться в склонении имен существительных в ед. и мн. числе.

1) Упр. 126. Всё по заданию учебника. 1 чел у доски.

И.п. Д.п. Д.п. П.п И.п.

Леса, по лесам, по дорогам, в лесах, километры. (выделяют основу и окончание, указывают падеж)

Сделайте вывод. Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, т.е. склоняются.

Проверьте верно ли мы сделали вывод. (с. 19 правило)

2) А теперь вы самостоятельно просклоняйте существительное ПАРУСА

Взять 2-3 тетради, проверить, оценить.

 Слайд 7

3) Сейчас вам предстоит просклонять два слова: ЗВЕЗДА, ЗВЁЗДЫ.

- Но прежде объясните лексическое значение слова ЗВЕЗДА.

- Как называются такие слова? (многозначные)

Слайд 8

Один ученик просклоняет слово ЗВЕЗДА, а другой ЗВЁЗДЫ. А остальные в тетрадях оба слова.

- Надо ли писать вопрос к каждому слову? ( Нет достаточно написать один раз)

Проверка. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Дома вам предстоит составить небольшой текст со словами звезда или звёзды.

Упр. 127.

- Что такое текст? Сколько предложений вам надо будет записать?

Как вы думаете тексты будут о каких звёздах? Правильно, Вариантов может быть много. Это зависит от значения слова. А значений у слова звезда много.

VII. Итог урока.

Итак, подведем итоги.

- В чем мы сегодня упражнялись?

- В форме какого числа имена существительные могут изменяться по падежам.

Правило в учебнике.

- На следующих уроках мы подробнее поговорим о всех падежах имен существительных и будем учиться их различать.