За последние годы значительно увеличилось количество детских музыкальных школ и школ искусств. Поэтому набор учащихся проводится практически без конкурсов. Изменения условий набора привели к тому, что поступают ученики, имеющие недостаточный уровень музыкального развития. А это в свою очередь способствовало необходимости создания отделения "Раннего эстетического развития" при школе искусств, где обучаются дети 4–6 лет.
Многолетний опыт работы с дошкольными подготовительными группами показал преимущества такого подхода к формированию юных музыкантов на самых ранних этапах обучения.
Следует подчеркнуть, что коллективная форма обучения способствует более интенсивному развитию профессиональных качеств, чем в немалой степени помогает духу соревновательности между ребятами. Таким образом решается очень важная проблема музыкального подготовительного набора учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.
Цель: научить детей совместному творческому участию в учебном процессе и музицированию.
Задачи:
Образовательные:
– Развитие самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности
выдвигать свои идеи.
– Формирование умения включаться в музицирование.
– Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, помогая ему найти свое место в
творческом музицировании.
– Раскрытие связи между музыкой, которую дети могут производить сами и той
высокой музыкой, исполнение которой им пока недоступно.
Воспитательные:
– Воспитание чувства единства, сплоченности учащихся в детском оркестре.
– Включение в программу некоторых примеров классической музыки в детском
оркестре.
Развивающие:
– Развитие вкуса и чувства прекрасного в детях.
– Развитие творческого воображения.
Сорокалетняя практика меня убедила, что мы педагоги-музыканты, можем наделить любого человека поистине бесценным даром – умением музицировать.
Мы получили прекрасную возможность через музыку осуществлять воспитание подрастающего поколения. Ведь музыка не только отражает, но и формирует психологическое состояние общества.
Бывая со своими учащимися на лекциях-концертах, где часто можно услышать много слов о музыке и мало музыкальных примеров. Очень грустно видеть скучающих малышей. На таких концертах им становится не интересно, они начинают разговаривать, вертеться и т.д.
Нет у 5–9-летних детей желания слушать слова о музыке. А главное зачем? Разве музыка существует для того чтобы о ней кто-то что-то сказал? В какую бы словесную форму ее не облекали, она существует независимо, сама по себе и радует тех, кто с ней прикасался. Как писал Р. Шуман: "Лучший способ говорить о музыке – молчать о ней".
Отсюда возникает вопрос – какая музыка нужна ребенку?
Представляем себе урок, на котором знание музыки преподносится в виде интеллектуальной информации, а не чувственного процесса познания. Очевидная бессмысленность этого подхода для детей начальной школы заключается в том, что невозможно обобщать знания, которых нет, и рассуждать о том, о чем понятия не имеешь. Знание о музыке – чувственно и глубоко субъективно. Необходимость в объективной информации (музыкальная грамота, история музыки и т.д.) возникает позже, когда у детей появляется живой интерес к самой музыке. И так, точка моих размышлений определена: детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание музыки.
Теперь же о самой музыке, которая нужна ребенку.
Если кто-то и говорит, что у ребенка нет музыкальных способностей поскольку "нарушено чувство ритма" – не верьте этому человеку, кто не ошибается. Дети приходят учиться в музыкальную школу хотят играть с первого урока, исполняя музыку "здесь и сейчас". И возникает возможность вынести работу по сольфеджио на сцену, где дети смогут приучаться постепенно, и в щадящем режиме играть, петь, танцевать, музицировать <Рисунок 1>. Музицирование является той формой, которая позволяет играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения в которой всем комфортно и радостно.
Главной задачей музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Целью этого музицирования является развитие и их обучение в действии. Именно оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.
А. Маслоу, один из современных западных психологов написал: " Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать". И. Карлей, опытный педагог музыкант, много лет посвятившая воспитанию детей, считает, что для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, импровизации, которые станут уроками жизни.
Если меня как детского педагога-музыканта спросят: "Зачем нужна музыка?" – я отвечу, что хочу обогатить его жизнь. Но за этой короткой фразой стоит сложная задача привить ребенку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками. Необходимо, чтобы человек знал, что музыка – это чудесный источник положительных эмоций, которые есть в нем самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь. Мне известно, что в современной школе нет другого урока, на котором можно было бы учиться чувствовать себя и других, учиться невербальному общению, суметь находить радость в коллективном сотворчестве. Зная из собственной практики, что желание играть звуками – это неистребимое желание детей, и не хочу идти против их природы. Вот зачем ученикам нужна музыка.
Чтобы у каждого ребенка были одинаковые возможности для реализации творческого потенциала считаю целесообразным вести интегрированные уроки сольфеджио и детского оркестра. Такие занятия включают в себя : обучение игре на инструментах, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма, развитие образного мышления, используя (применяя) изобразительное творчество. <Рисунок 2>. <Рисунок 3>.