Цели: ознакомить со строением глаза, его функционированием, правилами гигиены зрения.
Форма проведения: презентация проекта (в презентации использованы рисунки учащихся).
При подготовке к уроку класс делится на 4 группы и получает задания. На уроке дети отчитываются о проделанной работе.
1-я группа “справочная” (найти материал о строении глаза)
2-я группа “информационная” (найти материал о функциях глаза)
3-я группа “творческая ” (найти любой материал о глазах: загадки, пословицы, поговорки)
4-я группа “не.... ” (придумать правила: что нельзя делать, чтобы не испортить зрение)
5-я группа “надо… ” (что надо делать, чтобы зрение не испортилось)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. На доске рисунок лица:
Отгадайте загадки:
А). Два брата живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза.)
Б). Между двух светил я – один. (Нос.)
В). За белыми березами бездонная яма. (Рот, зубы.)
Г). Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в середине -дырочка. (Уши.)
– Как назвать одним словом наши отгадки? (Органы чувств.)
– Какие органы чувств вы ещё знаете? (Кожа, язык.)
– С помощью какого органа чувств, человек воспринимает большую часть всей информации? (Глаза.)
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема нашего урока: “Орган зрения – глаза”.
III. Работа по теме урока:
– Как же устроен наш глаз? Рассказ ребят “справочной” группы (строение глаза).
– Каковы функции глаза? Об этом нам расскажет “информационная” группа....
Функции органа зрения включают в себя:
– светоощущение,
– цветоощущение,
– центральное или предметное зрение,
– периферическое зрение,
– стереоскопическое зрение.
– Мы поняли, что глаз – важный орган чувств. Но как же защищен глаз?
IV. Полезна гимнастика для глаз. Ее проведут ребята из группы “НАДО...”
1) Исходное положение – сидя.
Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть глаза на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз. (Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения в них.)
2) И.П. – сидя.
Быстро моргать в течении 1 минуты с перерывами (упражнение способствует улучшению кровообращения).
3 )И.П. – стоя.
Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, при неподвижной голове, следить за пальцем. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, при неподвижной голове, следить за пальцем. Повторить 10–12 раз. (Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.)
4) И.П. – сидя.
Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. (Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение.)
5) И.П. – стоя.
Выполнение упражнений “восьмерка” (нарисована на потолке) и с использованием офтальмотренажера.
– А что еще надо делать для глаз, чтобы не портилось зрение.
V. Ребята творческой группы приготовили задания о глазах:
а) пословицы,
б) загадки,
в) кроссворд,
г) фразеологизмы.
VI. Давайте не будем “хлопать глазами” и тогда глаз порадуется отметкой в дневнике!
Последняя группа подготовила задание: “что нельзя делать, чтобы не испортить зрение!”
VII. Рефлексия: наш глаз устроен почти идеально.
– Какие положительные моменты в строении глаза вы увидели?
– Может что-то не предусмотрела природа?
VIII. Выберите животное с идеальным органом зрения. Перед ними картинки с животными (волк, собака, медведь, кошка).
IX. Домашнее задание: придумайте и нарисуйте несуществующее существо с
идеальным органом зрения.